Тут находится начало истории: 2021 — Бразилия (часть 1)
Фотоальбом: 2021 — Бразилия (часть 3)
Слайд-шоу: https://youtu.be/qe2bLHJZzgk или тут: https://vk.com/video702877593_456239034
Видео: https://youtu.be/HuIFNexY1ZQ или тут: https://vk.com/video702877593_456239036
День седьмой (7.11.2021). Дорога из Сан-Паулу в РИО.
Как я уже говорил, в результате многочисленных бесед с местными русскими и бразильскими друзьями по переписке мы выбрали дорогу до «города мечты» не совсем прямую. В принципе, есть два глобальных пути. Первый — это последовательность платных магистралей: от Сан-Паулу до Jardim Luiza — магистрали SP-060 (Dutra) или SP-070 (Ayrton Senna) на выбор, а дальше Dutra переходит в шоссе 116 и доводит вас до Рио-де-Жанейро. Время в пути примерно 5,5 — 6 часов и стоимость проезда по всем участкам около 100 реалов (тут могут быть варианты, которые зависят от точек въезда и выезда на платных участках). На всем протяжении дорога довольно монотонная, хотя и достаточно качественная. Ничего особо интересного на пути вы не встретите. По этой причине мы оставили сей путь на возвращение обратно и решили ехать вдоль берега. Не сразу, конечно, а спустились туда в районе Ubatuba, что составляет примерно треть пути от Сан-Паулу.
Первый участок пути, как и ожидалось, ничего интересного не принес — великолепное шоссе SP-070 (Ayrton Senna) наводило на одну единственную мысль, что Россия также далека отсюда, как далеки навыки наших автодорожников от способностей и возможностей тех, кто создал это шуршащее под колесами чудо. Полторы сотни километров до съезда к побережью промчались совершенно незаметно. Единственное, о чем нужно постоянно помнить — это соблюдение скоростного режима. Камеры на каждом шагу, а никаких «нештрафуемых допусков» тут просто не существует. Как я уже писал, мне удалось избежать оплаты штрафов путем блокирования своей карты сразу после оплаты аренды автомобиля, но штрафов на электронную почту пришло немало! И это при том, что я был уверен на все сто в отсутствии превышения скорости где либо. Чудеса, да и только…
Увлекательным путешествие стало после Taubate, когда мы покинули скоростную магистраль и свернули направо, к берегу. Проселочная, но в то же время отменного качества дорога вела нас своим замысловатым серпантином через перевал. Что примечательно, подъем был настолько плавным и незаметным, что обнаружить его удалось не сразу. Только благодаря постепенному снижению мощности турбодвигателя нашего чудо-автомобиля, да видам, открывающимся вокруг, становилось ясно, что мы неуклонно ползем вверх.
Когда до берега оставалось не больше двух десятков километров, я понял, что достиг вершины перевала. Наш долгий и плавный подъем сменился таким крутым спуском по серпантину, какого я до сих пор не видел нигде. У нас нет ни одной фотографии этого участка, так как я крепко вцепился в руль, а жена двумя руками держала видеокамеру 🙂 Но, вы можете увидеть кусочек этого экстрима на видео, ссылки на которое есть в начале рассказа.
Продолжалось это не долго, минут пятнадцать — вскоре дорога стала более пологой и даже позволила сделать короткую остановку возле небольшой крестьянской хижины, где на раскидистых ветвях стоящего во дворе дерева аппетитно расположились гроздья маленьких и спелых бананов. Тех самых, которые у нас в России называются «мини» и продаются по цене колбасы 🙂
Навстречу выбежала маленькая девочка и внимательно уставилась на нас своими черными глазками. Появление этого милого ребенка заставило меня усомниться, что я спустился с перевала именно в сторону Бразилии, а не телепортировался куда-то еще. Дело в том, что девочка не понимала не только английского (впрочем, how much было произнесено чисто машинально), но и португальского quanto custa ! Попытки объяснить свое желание скушать вкусных фруктов жестами успехов тоже не принесли, ибо девочка улыбалась и быстро моргала то в на нас, то на бананы. Вопрос «onde pais (где родители)?» ее тоже не вывел из состояния созерцания белых людей за каким-то лешим остановившихся в этой глуши, где туристов в принципе не бывает. Я так думаю, что бананы эти в принципе не были предназначены для продажи, потому что появившаяся, наконец, «маман» с минуту думала сколько же они стоят 🙂
Слава творцу, что на руке у нас только пять пальцев! Именно их и показала эта милая женщина, вторая рука которой была по счастью, занята какой-то миской. Быстро прикинув, что пять реалов — это примерно 70 рублей, а связка тянет килограмма на три, мы рассыпались в благодарностях, после чего сели в машину и поехали дальше, ловя в зеркале взгляд, одновременно недоуменный, благодарный и заинтересованный внезапно открывшимся перед его владелицей миром коммерции.
И вот мы снова оказались на берегу. Небольшой городок прибрежный городок Ubatuba никакими достопримечательностями заинтересовать не смог. А может быть, мы просто их не нашли, но каплю разочарования он добавил в бочку радости 🙂
Дело в том, что пришла пора заправлять машину бензином, так как к тому моменту второй бак мы уже «скушали». Перспектива предстоящей заправки была известна еще накануне вечером, и я невольно обращал внимание на ценники вдоль дорог. На основании наших предыдущих передвижений по Сан-Паулу и его побережью в голове сложилась статистика цен на топливо в зависимости от местности, которая аргументированно убеждала меня в их снижении по мере удаления от центра города. Увы, тут закралась ошибка 🙂 Я просто не принял во внимание, что мы не просто удалялись от Сан-Паулу, но еще и переезжали из одного муниципалитета в другой, и цены на топливо разнились как у нас между московскими и калужскими! К вечеру, когда мы добрались до Рио, эта разница стала еще заметнее. Бензин в Рио, самый дорогой за время нашего путешествия, стоил почти на полдоллара за литр выше, чем в центре Сан-Паулу!!!
Тут я хочу сделать небольшое, но полезное для будущих путешественников отступление по поводу бензина. Я этого раньше в поездках по миру не встречал, и для меня сие явление было просто откровением.
На заправках Бразилии вы можете увидеть два вида бензина: более дешевый Ethanol и немного дороже Gasoline. Разница примерно в 1 реал ( около 14 рублей на тот момент ). При первой заправке я просто спросил у работника колонки, какой мне нужен, и он глубокомысленно посмотрел на наш автомобиль, получил от меня подтверждение своей догадки о его арендном предназначении и молча указал на дешевый Ethanol. Спорить и уточнять я не стал, но вопросом заинтересовался. И вот, что удалось выяснить.
Gasoline — это традиционный по всему миру бензин, получаемый методом перегонки из нефти. Аналог нашего 95-го. Насколько он лучше или хуже — это вопрос сложный. Все зависит, скорее всего, как и у нас от производителя. Цена его на момент нашего путешествия лежала в диапазоне от 6,5 (в Сан-Паулу) до 7,5 (в Рио) реалов за литр. То есть, в районе 100 рублей за литр на то время.
С Ethanol ситуация интереснее. Это экологичное топливо «замкнутого типа», производимое из местного растительного сырья, в первую очередь из тростника. «Замкнутое» оно потому, что при при его производстве и сгорании происходят какие-то взаимообратные процессы в атмосфере, и общий баланс озона и еще каких-то важных показателей не нарушается. Я не химик, точнее не вникал и объяснить не могу. Интересно другое! Несмотря на октановое число около 100 расход этого топлива теоретически выше, чем у обычного бензина. Опять же, чисто теоретически, на 15%. И вот тут уже практика!!! В тех странах, где его используют (в частности, в Бразилии), стоимость этанола на …. 15 (Бинго !!!) процентов ниже Gasoline. Подозреваю, что не только я, но и никто из обычных потребителей не знает реальной его себестоимости и рентабельности. Споров по целесообразности его применения в Интернет навалом. Кто-то утверждает, что расход у него такой же, несмотря на теорию, а цена ниже. Кто-то уверен, что это чистой воды развод, ибо себестоимость «копеечная», а рентабельность заоблачная. Ну, да ладно. Тем более, что использовать его можно только в тех машинах, которые могут работать на би-топливе, а это лучше спросить у заправщиков. Резюме всего этого лирического отступления — так как машина не ваша, лейте, что дешевле. Если разрешат 🙂
Но, мы отвлеклись … Время близилось к полудню, и впереди по плану предстояла остановка на одном из красивейших, судя по отзывам, пляжей — Praia da Fazenda, который расположен в районе Ubatuba, на территории охраняемого, но свободного для доступа парка Parque Estadual da Serra do Mar.
Метрах в двухстах от дороги находится охраняемая бесплатная парковка, от которой до пляжа метров пятьдесят. Довольно протяженный и широкий, с мелким чистым песком, этот пляж очаровал своим спокойствием с первых же минут. Наверное, это излюбленное место местных жителей, а судя по парковке для автобусов, не только местных.
Мы уютно расположились на берегу, искупались, подкрепились и понежились на солнышке. Погода радовала !!!
Отдохнув пару часов в этом прекрасном месте, мы двинулись дальше вдоль берега к следующей промежуточной цели. Ей был выбран еще один замечательный пляж, уже на подступах к Рио — Guaratucaia beach, на котором решено было сделать остановку исключительно по рекомендациям прошлых путешественников. Редкая для Бразилии черта этого пляжа, крутое дно практически от самого берега и расположенность самого пляжа в тихой бухте дают возможность приятно поплавать на глубине, не борясь с традиционными в этой стране волнами.
Не дождавшись окончания увлекательного футбольного матча, мы решили, что пора уже на сегодня заканчивать наше путешествие :). До Рио оставалось оставалось около сотни километров, до заката около часа, и мы даже успели по дороге сделать несколько красивых фотографий с высоты.
В Рио мы приехали около восьми вечера. Было уже темно, но район Копакабаны, где располагался наш отель, сверкал огнями и ночной жизнью. Еще раз напомню тем, кто пойдет по нашим следам — в Рио парковаться на улице негде! Выбирайте отель с собственной парковкой или с парковкой поблизости. Оно вам сильно сэкономит время и нервы. Да, и приятно так подкатить к дверям отеля (даже на маленьком UNO!), отдать ключи от машины парковщику и спокойно пройти к стойке регистрации 🙂
Copacabana Suites by Atlantica Hotels — неплохой трехзвездочный отель в самом центре Копакабаны, в 150-ти метрах от пляжа, с достойными завтраками «шведский стол». Практически рядом с дверями отеля находится вход в метро, которое сослужило нам в последующие дни неплохую службу, ибо передвигаться по городу на машине было бы полным безумием, а на метро можно проехать вдоль всего побережья за 20 реалов с человека. Тут правда, стоит заметить, что такси иногда стоит еще дешевле — средняя стоимость поездки длительностью 15-20 мин составляет примерно 20-25 реалов, но если нужно проехать большее расстояние, то выгоднее становится уже метро. Хочу еще обратить внимание, что я пользовался исключительно Uber, заказывая машину из приложения на телефоне. Местные жители говорят, что ценник пойманного вручную такси несколько выше. Я не проверял 🙂
Закинув вещи в номер, мы вышли на улицу поужинать. По причине оживленности этого далеко не тихого района с выбором заведения проблем не будет. Мы в тот вечер, руководствуясь исключительно рекомендациями Google Maps и TripAdvisor, приземлились в небольшом уличном кафе недалеко от отеля — Conversa Fora — Na Brasa. Стандартное по своему разнообразию меню предлагало еду и напитки практически на любой вкус. За ужин на двоих (мясо, рыба, овощи, пиво) мы заплатили чуть больше ста реалов. В последующие дни мы побывали в нескольких заведениях, как две капли воды похожих на это и ассортиментом и ценой. Исключением явился лишь рыбный ресторан O Peixe Vivo, который распахнул свои двери на следующий вечер и отличался изумительной морской кухней и в два раза более высоким ценником. Впрочем, там было за что платить! Шикарный ужин с бутылкой белого вина, хоть и опустошил карточку на 300 реалов, но аргументировано заставил вернуться туда через день 🙂
В качестве противоположного ценового полюса надо упомянуть про заведения типа «буфет», которые тут тоже на каждом шагу. Нам удалось посетить одно из них — Mostarda & Mel — Restaurante em Copacabana. Этакая типичная столовка самообслуживания, но с приятной обстановкой и хорошей, вкусной едой. За 30 реалов с человека можно недурно пообедать.
Больше ни про что в этом плане рассказать не могу — слишком мало было дней, чтобы оценить их многообразие. Скорее всего, есть много других приятных мест, но оставим их описание моим последователям 🙂
Итак, мы немного отвлеклись … Закончив трапезу, сытые и усталые мы поднялись в номер. Из желаний доминировали только два: ДУШ и СПАТЬ !!! И вот тут поджидал сюрприз — во время попыток реализовать первое, второе как-то улетучилось 🙂 Но, обо всем по порядку …
К сожалению, фоток этого чуда не сохранилось. В первый день сказалась усталость, а потом как-то эйфория от увиденного прошла, и было не до этого. Попробую описать словами.
Номер был довольно просторный, и сразу после прихожей располагалась этакая зона буфета с чайником, СВЧ, холодильником и раковиной для мытья фруктов, ну или еще там чего-то. Слева от этого уголка находилась дверь, расположение которой в первый момент не вызывало сомнений в предназначении скрываемого ею помещения. Логика встала в тупик, когда дверь была открыта …
Помещение примерно два на три метра, по нашим меркам шикарный санузел, достойно было бы появится в виде фотографий на столе передачи «Что? Где? Когда?» с незамысловатым вопросом «Как ?!!!». И я просто уверен в будущем материальном благополучии его приславшего! В дальнем углу на высоте полуметра от пола, из стены торчал кран. Один! Именно кран, а не смеситель. Его одиночество однозначно отвечало на вопрос о температуре воды, которую он соизволит извергать на ту часть тела, что на этой высоте представится возможным вымыть. Оставалась неясна цель этого омовения, но — чужая страна, чужие нравы… Кто их, бразильцев поймет. Не меньше вопросов ставило сливное отверстие в полу, которое находилось в противоположном от крана углу и диаметром было, мягко говоря, несколько больше необходимого для слива жидкостей. И без какой-либо сеточки! Вот этот симбиоз инженерной мысли в совокупности с полным отсутствием каких либо других предметов в данном помещении, а также полная уверенность в том, что зашли мы именно в санузел, рождал в голове такие немыслимые картины правильной эксплуатации этого будуара, что стоять на ногах было уже трудно, а сесть, простите, некуда!
Очень хотелось верить, что это помещение имело несколько иное предназначение, нежели нам подумалось:) К счастью, так оно и оказалось. Но, к сожалению, тайна этой таинственной комнаты так и осталась неразгаданной. Как неразгаданной осталась и еще одна загадка, обнаруженная нами уже в настоящем помещении для приведения себя в порядок, вход в которое располагался непосредственно в зоне спальни.
Тут почти все было обыкновенно — туалет, раковина, столик, зеркало, душевая кабинка … «Почти» заключалось в наличии в душевой кабинке помимо двух рукояток смесителя еще одной, на уровне глаз. Она была замурована в стену и предназначалась, очевидно, большим любителям квестов. Но, только менее опытным, чем мы !!! Поиграв с этими вентилями в стиле сантехника Марио, я быстро понял алгоритм — если открыть этот секретный вентиль в душевой кабине, то в раковину тоже будет поступать горячая вода! А если закрыть, то вода в раковину будет поступать только холодная и из обоих кранов. Причем, на поступление горячей и холодной воды в самой душевой кабине этот вентиль практически не влиял. Не знаю, возможно тут еще каким-то образом завязаны соседние номера, но криков оттуда мы не слышали и можем только догадываться… Прекрасный день был завершен замечательным вечером юмора!
День восьмой (8.11.2021). Пляж Копакабана, Сахарная голова, вечерний Рио.
День обещал быть насыщенным. Впереди по плану был большой пешеходный маршрут (он выделен голубым, синее — это метро и такси):
Сначала нас ждал, естественно, один из самых знаменитых пляжей мира — Копакабана!
Сразу после завтрака мы отправились туда. В этот раз палатку мы брать не стали — ограничились биванами 🙂 На пляже Копакабаны ни у кого и в мыслях нет, что можно появиться со своим стулом, надувным матрасом или тентом. Тут все «цивилизовано» — через каждые сто метров стоит палатка с мобильным холодильником, а напротив до самой воды находятся зонтики, воткнутые в песок владельцами этой палатки. И вот тут зарыта собака 🙂 Чтобы сесть под зонтик тебе, вроде бы как, нужно арендовать у них стулья раскладные. Один или два, смотря сколько вас пришло. Стоит это не так дорого, 10-20 реалов на весь день, в зависимости от места. Но, мы же с вами русские люди! Разве можно пройти мимо того места, где своими вполне логичными для россиянина, в ком никогда не умирала жилка изгнанного когда-то еврейского народа, можно «поиметь халяву» ? Чтобы нет, таки да !!! Мы спокойно надуваем наши биваны и кладем их прямо под пустующий у воды зонтик. Меняющий плавно свой цвет от черного до красного и обратно владелец зонтиков подходит к нам и вежливо интересуется «не нужны ли нам стулья». Я отвечаю заранее заготовленной фразой: «O que você acha ?» ( А сам как думаешь?). Чувак оказался с чувством юмора :))) Присел, поспрашивал нас о России ( это еще до войны было, пока мы изгоями не стали во всем мире), поинтересовался нашими надувными биванами и предложил холодное пиво, от которого мы не смогли отказаться 🙂 По всей видимости, в то самое время, когда мы мило беседовали, у меня и поперли мои замечательные шлепанцы, опрометчиво оставленные мною вне поля зрения. А что я хотел ? Бразилия …
На пляже мы провалялись до полудня. Ой, чего только не насмотрелись 🙂
Наконец, солнце стало жарче зрелищ, и мы покинули пляж 🙂 После обеда путь наш лежал на одну из знаковых достопримечательностей Рио — мыс «Сахарная Голова».
Отправиться туда мы решили пешком. От нашего отеля было около трёх километров, и попутно можно было осмотреть закоулки города. Изначально по времени план был таков, чтобы попасть к началу подъема на Сахарную голову за час до заката. На закате вид на Рио особенно красив. Но, погода внесла свои коррективы — если до обеда я опять сгорел на Копакабане, то во второй половине дня солнце скрылось, и ожидать красивого заката было бессмысленно. По этой простой причине мы не стали дожидаться последнего, и отправились к точке восхождения в середине дня.
К кассам фуникулера нас пропустили только после предъявления QR-кода о вакцинации. Причем, сам код никто не сканировал, просто посмотрели на его наличие. В принципе, существует два способа подняться на вершину. Первый участок, на гору Урка можно преодолеть на фуникулере или дойти туда пешком по лесной тропке. В первом случае подъем занимает 2-3 минуты, пешком же понадобится около 2-х часов. Мы, конечно, любители экстрима, но не до такой степени 🙂 Тем более, что второй участок выбора не предполагает, и там возможен только фуникулер, а разница в цене за два участка и за один очень небольшая. Полная стоимость билета составила 120 реалов на человека, что не так уж и мало, но знаковая достопримечательность того требует 🙂
Хотя, как я уже сказал, и было облачно, но сплошной туман отсутствовал и видами с высоты полюбоваться все-таки удалось.
На промежуточной площадке, где происходит пересадка с одного фуникулера на другой, находятся старые вагончики от прежней канатки и образы тех, кто это создавал.
А еще мы тут встретили забавного обитателя высот :))))
Этот мастер Йодо совершенно не боялся людей, хотя и погладить себя не давал. Внимательно наблюдал за туристами — не удастся ли что-нибудь спереть …
Вид с высоты Сахарной головы, конечно же завораживает! Половина Рио как на ладони, вдали виднеется гора Корковаду со знаменитой статуей Христа, внизу раскинулись пляжи, бухты и даже аэропорт.
«Недаром Ильфовский чудак всю жизнь догадывался, как прекрасен город Рио-де-Жанейро…» Спускаться не хотелось, но впереди было еще много интересного, и спустя примерно час после начала подъема мы вновь оказались на площади внизу. Обратный путь пешком уже не вдохновлял, поэтому через 5 минут Uber уже мчал нас в отель.
В тот вечер мы решили поужинать в номере после возвращения с вечерней прогулки по пляжам, поэтому зашли в один из многочисленных магазинчиков и купили все, что для этого нужно: вино, сыр, фрукты. Идти в ресторан было еще рано, а потом уже могло не остаться сил. И правильно рассудили 🙂
Немного отдохнув в номере мы пошли гулять по пляжам, ведь кроме знаменитой Копакабаны, где мы загорали и купались утром, есть еще не менее знаменитая Ипанема, которую тоже нужно было увидеть.
Вечерние и ночные пляжи Рио преображаются. С песка, где при свете солнца кипели футбольные и волейбольные бои, тусовка перемещается на набережные. На Копакабане, например, можно увидеть и развалы уличных торговцев всякой всячиной, и потрясающие творения местных песчаных скульпторов, и многочисленных музыкантов, радующих своей музыкой слушателей внутри и снаружи многочисленных кафе. Практически на всем протяжении пляжа кипит ночная жизнь.
Копакабана заканчивается действующим военным фортом, расположенным на мысе, за которым сразу открывается второй знаменитый пляж — Ипанема. Этот район считается более дорогим и престижным. Тут расположены самые фешенебельные отели, самые дорогие рестораны. Накладывает это отпечаток и на внешний вид набережной — на всем ее протяжении практически отсутствуют дикие торговцы. Территория как бы вылизана, чего совсем не скажешь о самом пляже. Может быть, по утрам тут не так, но вечером мы увидели большую помойку. Не исключаю, что нам просто не повезло, и на самом деле там уютно и красиво 🙂
Метров через триста Ипанема плавно переходит в пляж Леблон, отделяя его довольно широкой и вонючей речкой, берущей свое начало где-то в дебрях элитного района, и несущей оттуда всевозможные продукты жизнедеятельности богемы в чистые воды Атлантики. Что было «там вдали, за рекой», мы уже исследовать не стали (через два дня мы покатались тут на машине и нисколько не пожалели об окончании прогулки) и направились в метро. Ноги гудели, и проделать обратный путь пешком было уже не под силу. Кстати, посмотрели подземный вечерний Рио 🙂
В отеле, еще раз порадовавшись своей проницательности, мы уютно расположились на балконе и завершили день вкусным ужином!
День девятый (9.11.2021). Пляж Фламенго, лестница Селарона, акведук, старый трамвайчик.
Программа предстояла не менее насыщенная, чем в предыдущий день.
Первым делом, пока светило и грело солнышко, нужно было посетить еще один интересный пляж — Фламенго. Пешком туда добираться далековато, и мы снова прокатились на местной подземке. На такси, возможно, было бы даже дешевле, но хотелось еще раз взглянуть на метро 🙂
Пляж этот в первую очередь поразил огромным количеством людей, занимающихся спортом. Там это, прямо фетиш какой-то!
Мы, естественно, не за тем сюда пришли и потому расположились на пустынном пляже, практически в полном одиночестве. А еще это место уникально для Рио своей береговой линией и спокойствием. Глубокая бухта и резкий спуск в воду позволяют комфортно поплавать в тихой воде, без единого намека на волны, бушующие по всему остальному берегу города мечты.
По окончании водных процедур мы отправились на пешую прогулку по интересным местам, по дороге встречая много интересного: домики уличных людей и уличных кошек, мирно спящих под скамейкой гусей, развалы всего подряд без продавцов …
Первым пунктом нашей прогулки значилась лестница Селарона — 125-ти метровое сооружение с 215-ю ступенями, творение чилийского художника Хорхе Селарона, которое он создавал на протяжении 23-х лет!!!
Уникальный арт-объект, плитку и мозаику для которого привозили со всего мира. Я даже нашел немного «нашего»…
Дальше мы проследовали вдоль остатков старого акведука …
… и вышли к конечной станции старинного трамвайчика, на котором каждый приезжающий в Рио просто обязан прокатиться.
Занятный, хочу я признаться, аттракцион! Единственная линия протяженностью около четырех километров подарит вам незабываемые впечатления — старенький вагончик, настоящий вагоновожатый, колокольчик при отправлении и прибытии и движение по узким улочкам, почти вплотную к стенам окружающих зданий… Это так необычно! А еще на конечной станции все выходят из вагонов, и вагоновожатый переворачивает скамейки наоборот!!! После этого трамвай поедет обратно, а вы снова будете смотреть вперед.
Мы получили колоссальное удовольствие от этой поездки и вернулись в отель довольные и счастливые.
После обеда по плану было посещение статуи Христа, но судьба распорядилась по-своему. Мы уже сели в такси и двигались по направлению к Коркаваду, когда с неба начал накрапывать дождик, а само небо затянул густой туман. В результате, приехав к станции отправления поезда на гору, мы окончательно передумали туда подниматься. Снизу ничего не было видно, и логика подсказывала, что вид сверху вниз не сильно отличался от этого.
Быстренько поменяв планы и вызвав очередное такси, мы решили отправиться в старый форт на окраине Копакабаны — единственное место, более-менее подходящее по погоде. Сверху сыпал мерзкий дождик, но к счастью, у нас с собой были легкие плащи. Каково же было удивление, когда минут через 10-15, по прибытию в форт, мы обнаружили пусть и не ясное, но без дождя небо. А еще одним приятным сюрпризом явился бесплатный в тот день (единственный в месяц) вход. Мелочь, а приятно 🙂
Forte de Copacabana — действующий форт военно-морских сил Рио-де-Жанейро. Что-то типа береговой охраны. Там расположен военный гарнизон, повсюду солдаты, что не мешает, впрочем, пускать туристов. Демократичные такие вояки …
Тем временем начинало темнеть и снова стал накрапывать дождик, что означало необходимость заканчивать прогулку и отправляться в отель. Пешком было не так далеко, и нам удалось еще раз прогуляться по дождливой теперь набережной.
Ну, и апогеем этого замечательного дня был ужин в морском ресторанчике, про который я уже писал 🙂
День десятый (10.11.2021). Статуя Христа, Старое кладбище, Ботанический сад.
Утро следующего дня порадовало практически чистым небом. Еще раз поблагодарив судьбу за столь удачное стечение обстоятельств, мы сели в такси и снова поехали смотреть статую Христа 🙂
Хочу отметить один очень важный момент, на который сразу внимания не обратили, но когда это так удачно сложилось, то поняли — всем и всегда нужно делать именно так! Я говорю о времени отправления поезда на гору. Поезда начинают ходить в 8.00 утра (вот отсюда, кстати) и отправляются каждые полчаса. Если вы не ставите себе цель попасть на статую на закате, то выбирайте ПЕРВЫЙ поезд. Именно, первый! Огромная разница будет со вторым — вы приедете на пустую площадку. Дело в том, что когда прибудет следующий, большая часть туристов из первой группы даже в мыслях не держит отправляться в обратный путь. И это несмотря на то, что делать там больше получаса просто нечего! Нет, они будут делать очередные многочисленные селфи до тех пор, пока толпа из прибывающих поездов не начнет их выдавливать обратно. Если вы не из них, послушайте совета — отправляйтесь первым поездом 🙂
Билет на поезд стоил 82 реала с человека. Есть еще одна станция по дороге на вершину, откуда проезд несколько дешевле, но она уже в горах, и добираться туда даже на машине не очень удобно. Еще оттуда микроавтобусы возят туристов наверх, что тоже получается меньше, чем 82 реала, но тут дело не в цене, а в романтике. Где еще на таком поезде, который так круто ползет вверх, что стоять в вагоне просто невозможно, проедешь ? Там даже рельсы с гребенкой посередине, за которую поезд цепляется зубчатым колесом чтобы не скользить!
Путь наверх занимает, как мне показалось, минут пятнадцать. И через этот короткий промежуток времени перед вами откроется ЧУДО!!! Описать словами это невозможно. Не так много в мире мест, которые оставляют такое впечатление. По крайней мере, из тех, что мне посчастливилось увидеть. Величие этого монумента поражает воображение и оставляет уйму вопросов, главный из которых — КАК ?!!!
А еще там можно встретить милых обезьянок …
… и весьма странных людей, старающихся быть на них похожими 🙂
Мне, вот интересно, что в головах у этих горе-инсталяторов, поднявшихся к одному из самых главных памятников Христианства? Вот эта голубая филейная часть с раскинутыми над ней руками что именно пытается изобразить? Кому-то, по ее мнению, должно явиться сходство со статуей, которую «оно» пришло посмотреть? Ну, ладно никакого уважения к религиозной культуре, так тут еще и полное отсутствие ума налицо…
Еще раз поблагодарив Всевышнего (там это было, прямо буквально!) за то, что подсказал нам приехать сюда сегодня утром, а не вчера в туман, и вдоволь налюбовавшись красотами Рио с высоты птичьего полета, мы спустились вниз, откуда предстояло продолжить увлекательное путешествие.
В планах на этот день значилось посещение Ботанического сада Рио-де-Жанейро, столь часто упоминаемого в различных передачах National Geographics, что не пойти туда было бы преступлением. Так как, погода разгулялась, а в рюкзаке ощутимый вес добавляли плащи, мы все-таки решили сначала заехать в отель. Таксист повез нас не той дорогой, по которой мы добирались сюда, что принесло еще один приятный сюрприз в виде Кладбища Святого Иоанна Крестителя, внезапно возникшего перед нами во время этой поездки. Успев быстро среагировать на появление за окном такого чуда, мы попросили таксиста остановиться и пошли осматривать сей шедевр.
Такого я еще не видел! Могилы братков из 90-х на Ваганьковском и Новодевичьем отдыхают в сторонке. Это просто шедевры искусства в области скульптуры. Если не знать, что это кладбище и убрать надписи на граните и мраморе, то больше похоже на музей под открытым небом. И что примечательно, есть довольно свежие захоронения, этак годов 30-х — 50-х прошлого века. Конечно же, в старые могилы. К родственникам, по всей видимости. Одним словом, впечатления потрясающие. Будете в Рио — непременно загляните.
До отеля было совсем недалеко, и мы добрались туда пешком. Переодевшись и немного подкрепившись, довольные путники отправились дальше 🙂
Мы решили доехать на метро до пляжа Леблон, как раз до того места, где закончилась наша позавчерашняя вечерняя прогулка, и таким образом посмотреть это известное место при свете дня. Увы, но разочарование только подтвердилось — что Ипанема, что Леблон имеют достаточно неприглядный вид по сравнению с той же Копакабаной. Ума не приложу, почему эти районы считаются более престижными …
Небольшая прогулка от побережья вверх вскоре закончилась у ворот Ботанического сада. 140 гектаров, 6500 видов растений, включая 900 видов пальм!!! Это великолепие было основано в начале 19-го века, и с тех пор он открыт ежедневно кроме 25 декабря и 1 января. Обойти его весь не хватит и нескольких дней, потому пришлось довольствоваться основным маршрутом, вдоль которого, впрочем, тоже можно увидеть много интересного.
Многообразие кактусов …
Дикорастущие дурианы …
И, конечно же, пальмы!
Ну, и куда же без местных жителей ?
Под конец прогулки сил уже не оставалось, и потому такси до отеля показалось каким-то небесным чудом 🙂
Это был наш последний день на Копакабане. Завтра рано утром нужно было отправляться в обратный путь, и практически из последних сил мы отправились прогуляться по пляжу, да набрать «песка с Копы», чтобы потом в Москве сделать вот такую инсталляцию (ракушка, кстати, тоже с пляжа):
День одиннадцатый (11.11.2021). Гора Pedro Bonita, переезд в Сао-Висенте.
В день отъезда из Рио было запланировано посещение еще одного интересного места. Точнее будет сказать — одного из трех, ибо все три посетить уже не получалось по времени. Альтернативы были таковы: лес Тижука, гора Педра-да-Гавеа или гора Педро Бонита.
Выбор пал на последнее. Лес по причине всеобщей пандемии был закрыт для въезда на автомобиле, а пилить пешком и целого дня не хватит. 840-метровая скала, хотя и привлекала своей красотой и величием, но туда тоже пришлось бы карабкаться пешком часа два. В итоге, оставался только вариант с Бонитой. В принципе, он был неплох — оттуда открывается замечательный вид на Гавеа, а добраться можно практически до самого верха на машине. На нем и остановились.
По теоретическим исследованиям путь туда состоял из трех участков — на машине до парковки перед шлагбаумом, пешком круто вверх до дельтапланерной платформы и дальше около километра спокойной тропкой до вершины самой горы. Каково же было наше удивление, когда перед шлагбаумом, где мы уже намеревались оставить машину, скучающий по причине раннего времени и полного безлюдья смотритель предложил нам и дальше проехать на автомобиле. Конечно же, мы обрадовались! Ведь, умные в гору, как известно не ходят. Но, как оказалось самые умные не ездят туда на Fiat UNO !!!
Наш турбомоторчик объемом с пакет молока на высоте 700 метров над уровнем моря и уклоне градусов в 60 совершенно не понимал, где ему брать воздух!!! Следуя нажатой «в пол» педали газа он на ПЕРВОЙ передаче ревел так, как будто к улетающему с крыши Карлсону прицепились все пожарные, что карабкались за ним! Когда до площадки оставалось метров 10-15, я уже подумал, что это конец. Сейчас мотор сдохнет и мы кубарем скатимся вниз. Но, нет!!! Первый раз в своей, теперь уже недолгой жизни этот чудо-агрегат раскрутился до 7000 оборотов и выплюнул нас на плато 🙂
С площадки для полетов открывался еще один красивый вид. Самих полетов не было по причине раннего времени, и можно было только ощутить себя дельтапланеристом-теоретиком.
Впереди лежала тропа на вершину, но тут свои коррективы внесла досадная оплошность. Желая запечатлеть меня на краю пропасти, Олька обнаружила отсутствие мобильного телефона в рюкзаке. То есть, совсем. Единственным разумным объяснением было предположение о том, что он остался в отеле. И как назло, связи нет на вершине! Тут, уже не до прогулок было. Пришлось колдовать с сим-картами чтобы написать в отель, а самим срочно возвращаться туда. Наконец, сообщение удалось отправить, и мы сели в машину… На панели лежал телефон 🙂 Еще минут десять ушло на попытки дать отбой управляющему, который уже, видимо, пытал горничную. Разумно рассудив, что это знак свыше, в гору мы уже не полезли, а взяли курс на Сао-Висенте.
Стоит рассказать еще об одном занимательном эпизоде. Как я уже говорил, оплата на дорогах осуществляется исключительно наличкой, которой у нас уже не было к тому времени. А платные дороги впереди были. Дабы избежать конфуза, в навигаторе был найден ближайший банк Bradesco и выбран целью поездки. Теперь небольшое отступление для тех, кто не знает, что такое фавелы …
Фаве́лы (порт. favela) — это трущобы в городах Бразилии, часто расположенные на склонах гор. В фавелах отсутствует развитая инфраструктура и высок уровень преступности. А самая известная фавела в Рио — это Росинья. Так вот, в этой известной фавеле инфраструктура, как раз, есть. По крайней мере, банкомат Bradesco в глубине фавелы, к которому нас и повез навигатор. О, надо было видеть глаза полицейских на въезде (там они всегда дежурят — драку разнять, трупы убрать …), уставившихся на меня, по счастью почуявшего неладное и притормозившего. Поднятый вверх палец полицейского указывал на огромную вывеску «ROCINHA», как бы объясняя глупому гринго, что именно он почуял. Ну, видимо, я был не первый 🙂 Коп даже не подумал наказывать меня за то, что я повернул через несколько сплошных и дал дёру … Спаслись, короче говоря. Не буду объяснять, почему нет фоток 🙂
Разумно рассудив, что несмотря на утро, приключений на сегодня уже достаточно, мы заехали в более спокойный банкомат и тронулись в обратный путь. Впереди лежали 450 км. пути, правда на этот раз по прямой магистрали.
Как только мы покинули Рио, город решил проститься проливным дождем! А чтобы долго не забывали его доброту, подарившую нам практически чистое небо последние три дня , дождь преследовал нас на протяжении всего пути.
В Сао-Висенте мы приехали уже под вечер. Апарт-отель Flat Itararé Tower встретил нас удобной парковкой во дворе и довольно неплохим номером. Это были первые апартаменты в текущей поездке — всё предыдущее было отелями. Мы уже знали, что рядом находится большой супермаркет Carrefour Hipermercado São Vicente, и поэтому выбирали именно апартаменты. Чтобы было что-то типа кухни с микроволновкой, чайником и т.д. Надо же было и в Бразилии попробовать этот способ проживания 🙂
Вечерний визит в гипермаркет обеспечил нас ужинами и завтраками на предстоящие два дня. Причем, неплохими такими завтраками и ужинами 🙂 Вино, фрукты, недоступные дома сыры , хамон, еще более недоступный… Короче говоря, санкционочка 🙂
При покупке хлеба вспомнилась история, рассказанная Альбердом. Дело было в первые дни его пребывания в Бразилии, сразу после переезда. С трудом пытался учить португальский, по большей части в бытовом применении. Например, при походе в магазин. И, вот как-то раз захотелось ему купить белого хлебушка. А отдел в незнакомом тогда супермаркете, где этот хлебушек продается, он никак обнаружить не мог. Что нужно сделать ? Естественно, спросить у местных работников. И вот видит он девушку в униформе супермаркета, подходит к ней и задает безобидный такой вопрос: «onde está o pão?», что в переводе на русский означает примерно «где находится хлеб?». Тут надо учесть особенности произношения в португальском языке. Дело в том, что «pão» (хлеб) произносится голосом Володарского, озвучивающего фильм про Рэмбо где-то на заре видеомагнитофонов. Гнусаво так… А вот если произнести без этого акцента, то получится «pau», что означает вовсе не хлеб. В обычном переводе это просто «палка», но часто его используют ещё в значении, как бы помягче …. мужское достоинство, что ли 🙂 И вот эта девочка в недоумении от русского, который спрашивает у нее про то, что у самого есть, бежит за помощью. Видимо она подумала, что на жаргоне гринго это означает желание увидеть менеджера мужского пола. Подходит огромный такой афроамериканец цвета спелой сливы и задает молчаливый вопрос. И друг мой, решив что сказал что-то не так, пытается объяснить уже этому сильно загорелому парню: «eu preciso de pão» — МНЕ НУЖЕН … а дальше их мнения расходятся 🙂 Вы видели как краснеют негры ? Извините, афробразильцы. А мой друг увидел. Но не сразу, а после того, как вспомнив, что знает еще несколько португальских слов, уточнил — «Branco» (БЕЛЫЙ !!!!). История умалчивает, удалось ли работникам супермаркета найти белого человека с тем, что Альберд их просил, но с тех пор хлеб его семья не покупает. Сами пекут 🙂
День двенадцатый (12.11.2021). Шопинг !
С утра был дождь. Первый раз за все время, если не считать дороги из Рио. «Ну, и ладно!» — сказали мы и поехали по магазинам за покупками 🙂
Рассказывать тут особо не о чем. Хочу только заметить, что Сао-Висенте для этих целей мало пригоден — маленький и бестолковый городок. Торговые центры только называются так, а по факту сплошная пустота. Если окажетесь в этих краях, сразу держите путь в Сантос. Тоже не Париж, конечно, но повеселее. По крайней мере, в Praiamar Shopping нам удалось найти немало качественных вещей из одежды и кожгалантереи. Тут же обнаружился замечательный Австралийский стейк-хаус
Очень рекомендую, будучи в Сантосе, заехать в музей кофе. Можно даже не в сам музей, а в фирменный магазин при нем. Тут можно купить уникальные сорта кофе, каждый со своим неповторимым вкусом. Дорого, но если вы любитель кофе, оно того стоит.
Вот так прошел этот дождливый день. К вечеру, когда мы вернулись в отель, погода немного наладилась. По крайней мере, сверху уже ничего не капало, и получилось выйти на прогулку по набережным Сао-Висенте — Сантоса. Эти два небольших городка необычно объединяет общая набережная, и границу между ними найти совсем непросто.
А вот так набережные выглядят ночью
День тринадцатый. Последний (13.11.2021). Гуаружа
Наверное, мы все таки, сделали много хорошего этому миру, потому что он ответил нам тем же 🙂 На следующее утро не осталось и следа от непогоды. Выглянуло солнышко и своими теплыми лучами поманило на пляж. В качестве пляжа был выбран городок Гуаружа, расположенный практически рядом с Сантосом. Выбран был сильно заранее нашим другом Альбердом 🙂 Он просто фанатеет по этому городку, и решил показать его нам. Ну, вот погода и подыграла!
Попасть в Гуаружа из Сантоса можно либо на пароме, либо сильно в объезд. Не знаю, пользуется ли кто-то вторым способом кроме грузовиков, но первый очень хорошо отлажен. Два параллельных парома: один — для автомобилей, второй — для велосипедистов и очень редких пешеходов. Отправляются каждые 10-15 мин. Путь из Сантоса в Гуаража бесплатный. Обратно для автомобилей за деньги. Причем, об этом факте автомобилист впервые попавший туда бесплатно, узнает уже на обратном пути 🙂 Ну, очень мне понравилась эта схема. Наши платники отдыхают 🙂
До пляжа мы добрались из Сао-Висенте примерно за час. То есть, было довольно раннее утро. А теперь, ВНИМАНИЕ:
Ничего не напоминает ? А мне вспомнился Геленджик 🙂 Я, уж не знаю почему мой друг назвал этот городок тихим и спокойным, но такое я предполагал увидеть на Копакабане, например. Но, тут ?!!! Поразило до глубины души. В последний день нам удалось наблюдать картину, не встретившуюся до этого в Бразилии ни разу. Возможно, причиной тому был выходной день, а пляж этот является самым близким для всей это большой бразильской тусовки. И что примечательно, голодной, ибо они все поголовно сидят под зонтиками и жрут! Менталитет …
Но, как говорится, когда ты не такой как все, то тебе и толпа нипочем 🙂
До обеда мы купались и загорали, благодаря природу за такой замечательный прощальный день. Все-таки, хорошие впечатления напоследок намного лучше плохих 🙂
Пообедать Альберд отвел нас в какое-то хорошо ему известное кафе на берегу. Я даже не пытался запомнить названия того, что мы ели. Скажу только, что очень вкусно 🙂 А еще в каком-то ларьке прихватили с собой в дорогу ливанских лепешек!
Перед возвращением в отель прогулялись немного по городу, залезли на какой-то холм, спустились на какой-то пляж 🙂 Одним словом, посмотрели этот городок со всех сторон.
В отеле мы были уже ближе к вечеру. Альберд на велосипеде поехал к себе в Прайя-Гранди. Тоже собираться в дорогу — мы должны были завезти его в Сан-Паулу по дороге в аэропорт. А мы взвесив чемоданы, еще раз посетили супермаркет. Нужно же было добить вес до разрешенной нормы 🙂 В Москву повезли манго (сколько влезло), папайю, пару ананасов, кофе, хамон и то, что купили из вещей. Четыре чемодана по 23 кг, однако вышло.
Вот так заканчивался наш отдых. Впереди была долгая дорога. Сначала ночная поездка на машине в Сан-Паулу, потом практически суточный перелет. Было немного грустно, но в целом все очень понравилось.
День отлета. Путь домой. (14.11.2021-15.11.2021)
Путь домой начался поздно вечером 13-го. Погрузив в машину битком набитые чемоданы, мы заехали в Прайя-Гранди за нашим бразильским другом и направились в Сан-Паулу. Мало того, что было темно, так еще и на подъезде к перевалу начался сильный дождь. Еле добрались. Благо, что выехали с запасом по времени.
Попрощавшись с Альбердом с центре города и в очередной раз взгрустнув, что он остается, а мы улетаем, решили отдать машину арендной компании (нафига она нам? 🙂 ) Вот интересно, а что было бы, если бы мы ее просто оставили в аэропорту? Обвинять нас в попытке угона глупо — может быть, мы просто опаздывали. Взять какие-то деньги с нас — нереально, т.к. карта, которой я расплачивался за аренду, уже была заблокирована к тому времени. Еще в Рио, когда с нее попытались списать штрафы. А представитель арендной компании каждый день по нескольку раз в аэропорт мотается, не в лом ему было бы и машину забрать …
Но, эта авантюра пришла мне в голову только сейчас, а тогда мы просто поехали сдавать машину 🙂 Признаться, я немного мандражировал. Штрафы-то, которые ребята с меня взяли, я уже вернул через Тинькофф, а карту сразу заблокировал. Интересно было узнать, что я услышу от прокатной компании. Но, к счастью для меня, их базу данных писал, видимо, тот же человек, что и ваял сайт нашей налоговой. Первый раз они очухались примерно через неделю — я об этом писал в первой части моего рассказа, так что довольные наличием разгильдяйства по всему миру, а не только у нас, мы попрощались с представителем Foco и вошли в здание аэропорта.
Несмотря на то, что там всегда пятница, было достаточно пустынно …
Пандемию к тому времени пока еще никто не отменял, и процесс регистрации на рейс, даже несмотря на наличие электронных посадочных, затянулся на час с лишним. А когда уже стойки нам преподнесли сюрприз, лишь впоследствии оказавшийся приятным, а тогда восторга не вызывавший, волнение почему-то вернулось. Дело в том, что еще в Москве я купил (весьма недешево, надо заметить) услугу выбора мест на этот длинный участок полета, и при регистрации On-Line эти места с увеличенным пространством для ног были четко проставлены в наших электронных посадочных талонах. На стойке же мы получили места совершенно другие. Попытки что-то объяснить человеку, говорящему и понимающему исключительно на португальском, человеком, способным в такой ситуации выражать свои мысли только на русском, успеха не принесли. Все, что можно было понять — isso é muito bom (это очень хорошо) … Выбора не было, и пообещав, что если мне там не будет так хорошо, как он это описывает, я непременно вернусь и покажу разницу между «хорошо» и «плохо», мы вынуждены были пройти на посадку.
Для снятия стресса очень пригодились остатки наличных реалов в кармане, которые тут же были превращены в небольшую бутылочку Jemeson, и через час с небольшим мы поднялись в ночное небо Сан-Паулу, держа курс на Катар. Тут, ка раз, обнаружилось isso é muito bom, настоятельно втюханое нам представителем авиакомпании на стойке. Места были, хоть и обычные, но их нам досталось три на двоих. Это было даже лучше нашего платного варианта. Сей факт позволял одному человеку спокойно поспать 2-3 часа лежа, но абсолютно не отменял моего намерения получить с авиакомпании возврат уплаченных средств за выбор мест, что я успешно и сделал в течение месяца после возвращения 🙂
В Дохе нас ожидала долгая семичасовая пересадка на московский рейс. Наверное, это было бы трудновато, но у Ольки в кармане лежала карточка SkyPriority, позволяющая скоротать время в бизнес-зале. Правда, не больше 4-х часов, так что пришлось немного погулять по дьютикам, которые впрочем, ничем не заинтересовали по причине довольно высоких цен. Процентов на 20 выше, чем в Шереметьево.
Бизнес-зал оказался довольно приятным местом для длительного ожидания рейса. Удобные кресла, лежачие места, которых нам, правда не хватило, бесплатная еда и напитки (включая слабый алкоголь), отдельная комната для курящих… Одним словом, лучше общего зала 🙂
На следующий день мы приземлились в Шереметьево. Традиционный проход через дьютик для покупки вискаря (тут он дешевле всего по миру), недобрые лица таможенников (хорошо еще, что пограничников удалось миновать — с новым паспортом можно пройти через автоматическую кабинку) и такси до дома.
Сказка закончилась, впереди была суровая московская зима и ожидание новых путешествий…
Если Вам понравился мой рассказ и Вы хотите быть в курсе новых историй, подписывайтесь на мой Телеграмм-канал, где я периодически выкладываю рассказы про все наши путешествия.