Начало рассказа тут: Сенегал и Гамбия (часть 1)
Фотоальбом: 2022 — Сенегал
Слайд-шоу: https://youtu.be/kdRiNRldel8 или тут: https://vk.com/video702877593_456239025
Видео: https://youtu.be/uFevR5az59k или тут: https://vk.com/video702877593_456239023
День четвертый (7 ноября)
Бывший «красный день календаря» ознаменовался нашим дальнейшим путешествием по Сенегалу. Дакар был позади, а впереди ждал Сен-Луи — бывшая столица и самый старый город этого государства.
Сен-Луи был первым городом, освоенным европейцами в Западной Африке в 1659 году. Основан он моряками из Дьепп (Нормандия) на острове с одноименным названием в дельте реки Сенегал.
Именно туда мы и направлялись, но по дороге необходимо было посетить еще одно знаковое место — Розовое озеро.
Выехали из отеля мы рано утром. Несмотря на Африку с ее жарким климатом, первые пару часов дороги наблюдался очень странный эффект — стекла машины потели снаружи! Я не знаю, как это было возможно, но ехать было реально трудно. Кондиционер уже не работал, да и не факт, что он помог бы. Видимо, причина была в высокой влажности — капли тумана буквально оседали на лобовом стекле. К счастью, вскоре выглянуло солнце, и этот ад исчез, но помнить его я буду еще долго.
Дорога от Дакара до Розового озера занимает около 3-х часов. Состояние дороги просто ужасное! Если бы это была моя машина, я бы поседел 🙂 Бедная подвеска!
А еще интересная особенность платных дорог в Сенегале. Турникеты на пунктах оплаты стоят, как и у нас, двух типов — для оплаты наличными и бесконтактной оплаты транспондером. Интересно другое — если ты ошибся и подъехал к турникету для бесконтактной оплаты не имея этого самого транспондера, то назад ты уже не сможешь двинуться. Только вперед, и только за 3000 франков вместо 500!!! Вот такой эффективный способ лечить невнимательность у водителей 🙂
Но, несмотря на все эти трудности, мы добрались! И вот перед нами гладь соляного озера, которое ….. должно быть розовым 🙂 Не обольщайтесь! Этот фантастический цвет доступен для созерцания всего несколько месяцев в году. И ноябрь, увы, в их число не входит.
Но, несмотря на нарушение цветопередачи, место это оставило весьма неплохие впечатления. По берегу расположились кучки местных артелей, добывающих соль. Кое-где встречаются предприимчивые сенегальцы, готовые предложить вам сувениры и собственно, сам продукт этого озера. Соль они продают в небольших мешочках, разделяя ее на три типа: крупная, средняя и мелкая. Гениально!
А еще где-то тут находится знаменитый в прошлом финиш ралли Париж-Дакар. Сколько я не пытался найти точное местоположение, мне это так и не удалось. Надеюсь, что мы все-таки через него проехали 🙂
Прикупив три пакетика соли, что выглядело вполне логично, и картину из песка мы двинулись дальше — на черепашью ферму Village des TORTUES, расположенную неподалеку.
Кстати, вот такие пробки встречаются на дорогах Сенегала 🙂
Несколько в стороне от дороги, ведущей от Дакара в Сен-Луи, расположился замечательный питомник черепах Village des TORTUES.
Тут их изучают и выращивают. Процесс разведения этих милых животных присутствует тут на всех стадиях, о чем нам любезно рассказал местный гид. И даже продемонстрировал многие из этих этапов 🙂
После общения с черепашками нас ожидал 200-километровый участок пути до Сен-Луи, который оказался не так уж плох и потребовал чуть меньше пяти часов. Уже практически в конце пути довелось даже встретить обезьян, беспечно гуляющих вдоль дороги.
Бывшая столица Сенегала, город Сен-Луи расположен весьма своеобразно.
Часть его находится на материке, часть — на двух вытянутых вдоль берега островах. Первый от материка маленький остров — это историческая часть города. Тут расположены старинные постройки бывших работорговцев. Выглядит все очень красиво и аккуратно. Даже грязь и мусор на узких улочках практически отсутствуют.
Второй же остров — это даже не Капотня в Москве! Не знаю с чем сравнить — я такого раньше не видел. Улица всего одна, и она просто кишит взрослыми и детьми не первой свежести, животными и повозками. Под ногами и колесами груды разнообразного мусора. Кто-то сидит ест, рядом справляет нужду какая-то коза, дети играют в футбол по уши в грязи прямо на дороге … Видео получилось снять только на следующее утро, когда было еще тихо, спокойно и относительно чисто, но атмосферу почувствовать можно 🙂
Мы с ужасом пробирались на машине сквозь эту вакханалию, даже боясь предположить, что будет в отеле, который расположен на этом же острове. Я знал по фото и описанию, что отель приличный, но не верить своим глазам тоже было бы странно. И как оказалось, зря 🙂 Иногда глаза, мягко говоря, лгут.
Когда мы проехали чуть больше километра вдоль этого ужаса, он вдруг совершенно внезапно закончился, а справа, вдоль дороги появились ворота нескольких отелей. Один из них, отель Mermoz гостеприимно распахнул их для нас.
Это было как Зазеркалье!!! Если бы мне рассказали, что за территорией отеля существует то, что мы только что наблюдали, я бы не поверил. Контраст просто поразительный — чистый, ухоженный отель с бассейном, рестораном, частным пляжем совершенно не стыковался с грязью и разрухой, которые господствовали в каком-то километре от него. Респект властям Сенегала, что смогли такое обеспечить.
Номера располагались в небольших домиках (оранжевый такой на фото), были весьма непритязательны, хотя достаточно чистые и аккуратные. Разве что, холодильника в номере не было, но за то какой аутентичный сейф!
Наконец-то, мы первый раз в этой поездке вдоволь накупались! Океан там тихий и спокойный, да еще и к концу дня обычно штиль. Потом была небольшая прогулка по пляжу, встреча с местными и вкусный ужин в ресторане.
Впрочем, не совсем так. Вкусным он был только наполовину — креветки оказались еще ничего, а вот стейк в Сенегале не заказывайте! Это не стейк, а именно то, как он называется в меню: «кусок мяса» 🙂 Тем не менее, испортить этот замечательный день уже ничто не могло, и мы довольные и усталые завалились спать.
День пятый (8 ноября)
Немного к северу от Сен-Луи в Сенегале находится одно очень знаковое место. Таких в мире всего несколько, и это оказалось наиболее доступным для посещения. Я говорю о Национальном парке Джудж.
Парк был основан в 1971 году. В 1980 году он был включён в список водно-болотных угодий, охраняемых Рамсарской конвенцией, в 1981 году — в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.
Животный мир парка включает в себя три миллиона особей водоплавающих птиц, которые являются основной причиной создания парка. Парк является первым источником свежей воды для птиц после пересечения пустыни Сахара.
В парке расположено пять наблюдательных постов, соблюдается зонирование. Три месяца в году парк закрыт. Вокруг парка и внутри него построена система плотин и дамб, для того, чтобы уровень воды в парке не зависел от течения реки Сенегал.
Безусловно, главным объектом парка является Остров пеликанов. Я, конечно, знал, что еду в место, куда на зимовку слетается немыслимое количество птиц и наверняка как-то представлял себе это зрелище, но увиденное в разы превысило мои ожидания. И вот почему: во-первых, я не ожидал увидеть столько пернатых в один момент и на маленьком клочке суши, их было, как людей в метро в час пик, а, во-вторых, это были не какие-нибудь безродные воробьи или голуби (хотя в таком количестве и они бы впечатлили), а благородные массивные розовые пеликаны. Я уж молчу про то, что приедь мы двумя месяцами позже, то увидели бы еще и множество фламинго.
Но, обо всем по-порядку …
Первое, что встретилось нам на пути к заветному парку — это дорога! Ну, как дорога? Минут 40 от Сен-Луи мы ехали по асфальту 🙂 А дальше началась двухчасовая «прогулка» по грунтовке практически красного цвета и неровностью своей напоминающей качественную стиральную доску. Бедные арендодатели моего автомобиля, как я могу вам посочувствовать!
Иногда мы останавливались, дабы запечатлеть окружающие красоты.
Но, в целом этот путь представлял собой унылые прерии Африки. Уже практически в самом конце неожиданно возникло легкое разнообразие в виде повстречавшейся нам повозки с местными детьми. Откуда и куда они ехали — остается тайной, но их взгляды, полные надежды, говорили о том, что они знают про туристов всё и понимают, зачем те нужны.
Наивно полагая, что мы можем одарить их небольшим количеством подарков из России (той самой канцелярии, что мы купили в день нашего отъезда, а также разнообразных сладостей, целиком забивших лежащий в багажнике чемодан), мы остановились …
Наверное, я буду помнить вечно глаза этих подростков, накинувшихся на предложенные им ценности. Какое там «небольшое количество» ?!!! За несколько секунд опрометчиво открытый перед их недоуменными взорами чемодан оказался пуст! Количество рук, протянутых к заморским для них ценностям, явно превышало удвоенное количество самих желающих ими возобладать! С трудом удалось сохранить нетронутыми мои личные шорты и футболку, что лежали рядом с чемоданом. За то, какое счастье светилось на их лицах!!!
Мы даже не успели понять, что раздали всё разом. Но, к счастью, это был момент душевного апогея не только для ребят, но и для нас!
Не успев отойти от эйфории этой встречи, мы очутились на въезде в парк Джудж. Для тех, кто поедет сам покажу конкретную точку, ибо я очень долго искал ее на карте, но на самом деле она оказалась совершенно в другом месте. Въезд и кассы находятся тут:
Вот чуть мельче:
Я специально заостряю на этом внимание, т.к. найти этот пункт на каких-либо картах практически невозможно. Только опытным путем 🙂
Именно тут вам необходимо заплатить 5000 франков с человека за вход, 10000 франков за машину, 4000 за лодку и 20000 !!! за гида, который сядет к вам в машину, и вы повезете его к той самой лодке 🙂 4500 руб. за двоих — это, согласитесь не такая и маленькая сумма, но оно, поверьте, того стоит!
По дороге к лодке, которая должна отвезти нас к пеликанам, мы несколько раз останавливались, дабы запечатлеть иных многочисленных, кроме пеликанов, обитателей этого чудесного заповедника. Жаль, что не всех удавалось снять.
Минут через двадцать мы остановились у места посадки в лодки. Именно эта локация присутствует на картах под названием Embarcadère du Djoudj, вводя в заблуждение самостоятельных туристов, ибо находится на закрытой территории, куда без билета и гида не попасть. Имейте это ввиду, если поедете сюда самостоятельно.
Немного побродив по берегу, встретили проходящих мимо своим свинячьим делам бородавочников. Видимо, живут где-то тут неподалеку …
И вот, наконец, наш долгожданный транспорт показался на горизонте …
Минут 20-30 мы плыли (простите -шли) по водной глади заповедного озера. По пути встречаются интересные экземпляры животных и птиц, но до берега довольно далеко, и без телеобъектива хороших снимков не сделать.
По мере приближения к заветному месту над головой стали появляться предвестники чудесного зрелища.
Но, вы даже представить себе не можете, что открылось нашему взору, когда лодка, наконец, приблизилась к этой обители чудо-птиц!!! Такое не забудется никогда! Не знаю, как описать это словами, но впечатление было такое, что мы в каком-то другом мире, где эти мощные и в то же время грациозные пернатые любезно позволяют нам ими полюбоваться. Реально, если бы они были против, то нам бы оттуда не уйти…
Мы были просто шокированы этим зрелищем. Я не понимаю, как они в таком количестве там уживаются, что они едят, как они могут в такой суматохе, в принципе, выживать … Но, ведь прилетают сюда каждый год! Наверное, нравится… Кому интересно, почитайте официальную запись на сайте ЮНЕСКО про это удивительное место.
Не удивительно, что возвращались мы полные впечатлений. Даже дорога не показалась такой однообразной, как туда. В городе нам предстояло еще встретиться с Каримом (тем самым, которого я упоминал в первой части своего рассказа) и передать ему подарки из России. Благодаря разгильдяйству и необязательности местных жителей в его лице, мы в ожидании встречи успели неплохо пообедать в исторической части Сен-Луи за 8000 франков (рыба на гриле, гарнир и потрясающий свежевыжатый сок), а также побродить по местным улочкам.
Приближались сумерки, когда наш «пунктуальный» друг соизволил, наконец, появиться. Мы уже сели в машину и собирались уезжать, но провидение было к нему благосклонно, и он получил таки презенты из далекой России 🙂
Вернувшись в отель, мы с удовольствием расположились на краю бассейна. День удался !!!
Окончательная точка была поставлена в ресторане, где за 18000 франков нам подали очень даже неплохой ужин из рыбы, креветок и вина. Кстати, стоит упомянуть, что все три дня нашего пребывания в этом отеле кроме нас тут присутствовала только многочисленная компания каких-то рабочих, появлявшихся шумной компанией к ужину. Наверное, они что-то строили неподалеку, а отель им снимал их работодатель. Туристов не было, хотя сезон уже начался. И это радовало!
День шестой (9 ноября)
Рано утром мы покинули наш гостеприимный отель, заправились еще на 30000 франков и направились в противоположную от Дакара сторону, к югу. Но, по дороге необходимо было посетить еще одно уникальное место, жемчужину Сенегала — город Туба.
Второй по величине город Сенегала, усыпальница шейха Амаду Бамбы (типа нашего Ленина, только еще круче), главный мусульманский центр государства не мог остаться в стороне от наших взоров.
Илюша Варламов год назад сделал небольшой фотообзор этого места. Правда, кое что он приврал 🙂 Это я про «чего не отнять у современного Сенегала, так это хороших ровных дорог.» … Эх, не там он ездил! Вот об этом немного подробнее …
Поначалу, дорога от Сен-Луи ничем не огорчала. Не автобан, конечно, но вполне терпимо. Проблемы начались в небольшом городке с родным названием Луга. Сначала мы долго побирались сквозь сам город — многочисленные глубокие лужи, состоящие из воды и грязи, перекрывали путь даже на центральной улице. Приходилось объезжать их по переулкам, следуя не столько указаниям навигатора, сколько машинам, идущим впереди нас.
Наконец, мы выбрались на противоположную сторону этого милого городка и выдохнули. Как оказалось, зря. Впереди лежало то, что на карте было обозначено дорогой, причем единственной в нужном направлении, а по факту представляющим собой поверхность дуршлага в масштабе примерно 100:1. То есть, представьте себе покрытие, когда-то бывшее асфальтом, через каждые 10-15 метров хаотично разбавленное ямами диаметром от полуметра до метра и такими же в глубину! Ощущение непередаваемое …
К нашему огромному сожалению, первые из этих «неровностей» мы заметили слишком поздно. Переднее левое колесо приказало долго жить, приняв вид неровного такого эллипсоида, а в качестве запаски в багажнике была обнаружена лишь слегка накачанная «докатка».
Доброжелательности и услужливости сенегальцев надо отдать должное — во время замены колеса останавливались практически все, хотя и немногочисленные автомобили. И все предлагали помощь. Эх, к их желанию еще бы и возможность в виде автомобильного насоса! Увы, с этим инструментом даже владельцы более-менее приличных машин в Сенегале знакомы только понаслышке. За то, осознавая нелепость ситуации с предложенной помощью и невозможностью ее осуществить, один из этих добродушных людей отодвинул меня в сторону и благополучно завершил начатый процесс замены колеса. Самое удивительное, что после этого он даже отказался принять благодарность в виде пары тысяч франков. По завершении процесса, он скептически оглядел полуспущенную запаску, но столь же оптимистично заявил, что до Луги, от которой мы отъехали не более пяти километров, доехать можно. Попрощался и уехал. Пытать счастья и продолжать искать насос на довольно безлюдной дороге мы уже не стали и развернувшись, двинулись на нашем «хромом жеребце» в обратный путь.
На въезде в город поинтересовались у полицейского местоположением ближайшего шиномонтажа, на что получили совет проехать триста метров вперед и спросить там у кого-нибудь. Ну, в принципе, все как у нас 🙂
А вот, ребята в какой-то придорожной автомастерской оказались намного адекватней. Один из них сел на скутер и предложил следовать за ним. Безмерная благодарность этому юноше, благодаря которому через пять минут мы оказались в замечательном месте, гордо именующим себя ШИНОМОНТАЖ.
По наивности своей я предполагал, что исправить погнутый диск можно только при наличии прокатного станка. Да, и балансировка же нужна потом. Ха-ха! Посмотрите, как это делается в Африке
Покрышка, которая ставится взамен поврежденной, выбирается по принципу «а что там у нас есть?». Отремонтировав левое колесо, ребята любезно предложили проделать то же самое и с правым, доживающим свои последние часы, если не минуты. Иначе есть риск нашей повторной встречи 🙂 Согласившись с такими весомыми доводами, мы отдали 30500 франков и через полчаса отправились в дальнейший путь, уже осторожно лавируя между аккуратными отверстиями в дороге, которые, возможно эти же шиномонтажники и наделали 🙂
Вот с такими приключениями добрались мы до Тубы, где впервые за все время были остановлены полицейским. Причины особой не было, просто проверка документов, которая несколько озадачила представителя закона. Он долго и внимательно смотрел в мое водительское удостоверение не развернув его до конца ( в международном удостоверении фото находится на самом последнем развороте ), так же долго изучал свидетельство о регистрации автомобиля, где владельцем значился некий Абду (не помню как дальше), два раза обошел автомобиль … Не знаю, какие выводы он сделал, но после вопроса о том, чей это автомобиль и моего ответа, что автомобиль арендный на имя Бамбы Тиам из Дакара, чье имя не значились ни в свидетельстве , ни в каком другом документе, решил нас отпустить. От греха, видимо.
И вот перед нами возникла величественная мечеть города Тубы.
На входе к нам подбежал предприимчивый молодой человек и предложил провести экскурсию за 10000 франков. Он весьма сносно говорил на английском, и мы согласились.
При входе в мечеть обувь нужно снимать. Интересно, зимой у них бывает весьма прохладно, а пол повсюду каменный. Как же они там ходят босиком?
Внутри мечети можно ходить практически везде, за исключение одного места в самом центре, куда нас не пустили. Гид сказал, что туда можно только мусульманам. Странно, а разве я со своей внешностью не могу быть мусульманином ? Тоже непонятно.
По окончании этой увлекательной прогулки вернулись мы в машину, переоделись (перед визитом в мечеть пришлось надевать брюки) и отправились в дальнейший путь. Впереди нас с нетерпением ожидали уютный отель, солнечный пляж и теплый океан.
В самый неподходящий момент возникла еще одна проблема. Как я уже говорил, кондиционер в машине к тому времени приказал долго жить, а солнце палило нещадно. Это явилось причиной перегрева телефона, который просто выключился. И знаете, без навигатора посреди Сенегала, мягко говоря, неуютно 🙂 Пришлось останавливаться на обочине и ждать пока капризная техника придет в себя.
Наша внезапная остановка вызвала интерес у человека в форме. Сразу было непонятно, полицейская это форма или военная, но представитель какой-то из этих структур подошел к нам, появившись ниоткуда, и поинтересовался конечной точкой нашего маршрута. Почему-то, очень сильно обрадовался, когда узнал, что едем мы в Нианинг и спросил, не можем ли мы его немного подвезти. Потом, анализируя ситуацию, я уже понял, что сажать в чужую машину в чужой стране совершенно незнакомого человека было верхом безрассудства. Однако, в тот момент все мысли были только о том, зачем он появился и что мы не так сделали.
Опасения развеялись примерно через полчаса нашего совместного пути. Во-первых, «подвезти немного» — это до Мбура, что находился в 180-ти километрах от места посадки! Благо, он лежал на нашем пути, и никуда не нужно было сворачивать. Во-вторых, форма нашего попутчика оказалась формой охранника, а не военного или полицейского 🙂 Зовут его Hogui. У чувака угнали машину, и он ездил в Тубу в полицейский участок, а теперь возвращается домой и каким-то чудом повстречал нас. Одним словом, безопасный оказался попутчик. Мы даже сфоткались с ним на прощанье.
Город Мбур находится в нескольких километрах от отеля, куда мы ехали. В последующие дни нам еще не раз приходилось сюда приезжать в местные магазины. Так что, через каких-то 15-20 минут мы уже были на месте.
Отель AKWABA — замечательное место на тихом и уютном пляже, вдали от шума курортных Сали и Мбура. Вы не найдете этот отель на Booking и ему подобных. Мой совет: если соберетесь в Сенегал и будете искать подходящее жилье — напишите в Аквабу и забронируйте тут номер. Это очень хороший и недорогой вариант.
Уютные бунгало, небольшой бассейн, ресторанчик и выход непосредственно на пляж оставляют о себе только положительные воспоминания. Тут реально красиво.
А еще нам несказанно повезло! Первые три дня мы были единственными постояльцами. Когда летом я бронировал это место на Airbnb, хозяин что-то там не рассчитал со сроками, и сезон у них начинался только 12 ноября. А мы приехали 9-го. Надо отдать должное хозяевам, они справились с этой проблемой на отлично. Ресторан и бар еще не функционировали, но управляющий всегда сидел возле бассейна и готов был выполнить любую просьбу. Напитки и еда подавались в индивидуальном порядке. Каждый день нас спрашивали, что мы хотим завтра на завтрак и ужин, и готовили в соответствии с нашими пожеланиями. Стол накрывали там, где мы попросим. Первые два вечера мы ужинали у бассейна, потом на террасе ресторана. В день приезда заказывали холодное пиво в номер. Ничего особенного для отелей, конечно, но мы были одни, и весь отель, пусть и небольшой работал только на нас 🙂
А какой там замечательный пляж! Спокойный океан, практически полное отсутствие людей, и при этом бдительная отельная охрана, постоянно наблюдающая за обстановкой. Мы могли без опасений оставить на пляже палатку, вещи и пойти побродить по песку. А еще мы впервые увидели там небывалой красоты ракушки, валяющиеся прямо под ногами!
Вот какая красота получилась потом в Москве из части собранного нами богатства 🙂
Одним словом, начинался райский пляжный отдых …
День седьмой (10 ноября)
Утро началось с завтрака, такого же приятного, как и ужин. Не в том дело, что он был какой-то особенный: кофе, яичница, йогурты, багет, масло и джем — стандартный французский набор, просто подан он был в то время, когда мы попросили и туда, где нам было удобно. После трапезы мы отправлялись на юг, к ракушечному острову Ponte Joal Fadiouth.
Жоаль-Фадиут — родной город бывшего президента Леопольда Седара Сенгора. Население живет рыбной ловлей, обработкой рыбной продукции, торговлей, туризмом и автомобильным транспортом.
Исключительная ценность этого района заключается в богатой морской фауне и флоре. Мангровые леса, луга из морских водорослей, песчаные и илистые отмели являются важной средой обитания для богатой фауны — птиц, рыб, морских черепах, ламантинов и дельфинов.
Джоал и Фадиут — два города, которые соединены пешеходным мостом. В Фадиуте, прозванном «Островом моллюсков», местные жители уже несколько поколений живут за счет морских ресурсов. Пока мужчины выходят в море, женщинам предоставлена особая роль в переработке рыбных продуктов. Методы преобразования морепродуктов передаются от матери к дочери, и остров растет за счет оставшихся пустых раковин. То есть, практически, он полностью состоит из ракушек, что выглядит очень необычно.
Местные жители промышляют также продажей сувениров многочисленным туристам. Кстати, вход на остров тоже платный. За двоих пришлось отдать 5000 франков. И это еще мы отказались от гида, который там абсолютно бесполезен.
Даже местное кладбище тут целиком и полностью состоит из ракушек.
Одним словом, место вполне аутентичное и уникальное. И, безусловно, является обязательным для посещения путешествующими по Сенегалу.
В дальнейших планах на текущий день было валяние на пляже, ибо многокилометровые скитания в предыдущие дни уже слегка поднадоели, и хотелось просто теплого океана. Ну, а так как последний просто немыслим без холодного пива (в отеле, как я сказал, все было, но в магазине-то дешевле), то на обратном пути мы заехали в местный Ашан, тот что в Мбуре. Собственно, обычный Ашан, как у нас.
Для понимания порядка цен: 2 бутылки французского вина, 6 банок бельгийского пива, 6 банок сока баобаба, дыня, папайя большая, ананас. За все это мы отдали 23500 франков (на тот момент чуть больше 2000 рублей). По-моему, неплохо. А еще у них сигареты дешевые. На наши деньги на тот момент около 75 руб. за пачку Malboro. Правда, в супермаркетах я не видел — ищите в мелких палатках и на заправках.
Закупившись всем необходимым, мы еще заглянули в соседний и отсутствующий уже к тому моменту в России Декатлон. Тут, увы полное разочарование. Ассортимент довольно однообразный, только летний (что неудивительно), а цены не как в Декатлоне, каким мы его знали, а как в Рибок или Адидас.
Так что, поехали мы к себе в отель купаться, загорать и пить пиво 🙂 А вечером, перед очередным вкусным ужином прогулялись по пляжу, где чуть в стороне от отеля существовала какая-то местная жизнь.
Уже поздно вечером пришло письмо от авиакомпании Air Senegal о переносе нашего послезавтрашнего рейса в Гамбию. Это, в свою очередь, вызывало необходимость согласовывать новое время встречи с Бамбой, который должен был забрать у нас автомобиль в аэропорту, и с человеком, который должен встречать нас в Банжуле. Пару часов, пока все ответили, пришлось понервничать, но в результате проблема была улажена, и я усталый, наконец уснул …
День восьмой (11 ноября)
Изначально, в планах было позагорать утром на пляже, а потом ехать в заповедник Бандиа, на сафари. Но, погода внесла свои коррективы — с утра небо оказалось затянуто дымкой, и решили мы совершить нашу поездку сразу после завтрака. Как потом оказалось, это решение позволило сэкономить уйму времени в самом заповеднике.
Réserve de Bandia — небольшой природный заповедник в Сенегале, расположенный в 65 км от Дакара по дороге в Мбур. В то время как другие сенегальские парки в основном посвящены птицам ( Национальный парк птиц Джудж или Национальный парк Ланг- де-Барбари ), Бандиа, напротив, является домом для многих млекопитающих, намеренно возвращенных в регион.
Среди животных видов, обитающих в парке, можно встретить носорогов, жирафов, больших антилоп, буйволов, обезьян, бородавочников, зебр, шакалов и мангустов.
Есть также гигантские баобабы, в частности удивительный баобаб-слон ( Adansonia digitata ). Как свидетельствуют некоторые кости, ствол одного из деревьев использовался как место захоронения гриотов.
Экскурсия по заповеднику (или, как ее амбициозно называют «сафари») начинается с покупки билетов. Вы оставляете свой автомобиль на парковке, оплачиваете вход, гида и местный транспорт — вот такой джип.
Входной билет стоит 12000 франков с человека, гид — 6500 за машину, и сам джип — 40000 франков. Теоретически, джип комфортно вмещает 6 человек, и можно кооперироваться с кем-то, разделяя расходы поровну. И тут, либо нужно договариваться у кассы с прибывающими туристами и ждать, пока соберется такая мини-группа, либо оплачивать джип полностью и ехать вдвоем. Первый вариант у нас не прокатывал даже теоретически, т.к. десяток человек, находившихся там уже представлял собой группы, которые привезли на экскурсионном транспорте. Мы решили не ждать и заплатили за все 70500 франков. На первый взгляд, дорого, но два билета в театр порой стоят куда дороже.
Нас посадили в один из джипов, и он встал в очередь на въезд. Мы были третьими. За полтора часа ожидания перед нами въехали только три машины (две, что стояли, и одна по-блату, видимо), а вот за нами выстроилось еще полтора десятка! Вот тогда я и понял, насколько правильно было приехать сюда утром, а не после обеда.
Сама по себе прогулка по парку на сафари, конечно, мало тянет, но тоже весьма увлекательна. Дорога проходит не по какому-то конкретному маршруту, а довольно хаотично, в зависимости от текущего местонахождения животных. Дело в том, что они живут там в условиях дикой природы и гуляют где хотят и когда хотят. Водитель с гидом просто подстраиваются под них и пытаются подобраться как можно ближе. Иногда это получается.
А вот тот самый знаменитый баобаб, где когда-то была могила греотов. Не знаю, оригинальные останки там сейчас или бутафория, но выглядит впечатляюще.
Ну, а уже на выходе из заповедника можно полюбоваться милыми и практически ручными обезьянками и крокодильчиками. Впрочем, про последних не уверен — не проверял 🙂
Резюмируя свой рассказ о Бандии, могу сказать, что нам понравилось. Не сафари в Кении, конечно, но этого никто и не ожидал. С другой стороны, в Кении жирафов не увидите — там хищники 🙂
Нам так понравилось вчерашнее послеобеденное времяпровождение на пляже, что не долго думая, мы заскочили в Ашан за холодным пивом и решили повторить этот бесценный опыт. В конце концов, не только скитаться мы сюда приехали.
День девятый (12 ноября)
Еще короче оказалась программа следующего дня 🙂 С утра мы вообще никуда не поехали, после обеда посетили BAOBAB SACRE DE NIANING — священный баобаб, расположенный совсем недалеко от отеля. По утверждениям некоторых источников, его возраст около 1800 лет. Местные «хранительницы» традиций, расположившиеся в тени этого гиганта и продающие сувениры, утверждают, что дереву 800 лет. Ну, им виднее — они тут живут 🙂
Внутри баобаба можно походить как в пещере. Очень завораживает.
Небольшую ошибку я совершил на обратном пути на заправке — залил полный бак на 30000 франков. Не подумал о том, что ездить осталось совсем немного, и придется подарить остаток топлива владельцу. Увы, было поздно, когда сообразил.
А дальше традиционный Ашан, пляж и теплые воды Атлантики. Вот такой короткий событиями получился день. За то, вечер был необычайно красив.
День десятый (13 ноября)
Это был последний день нашего пребывания в Сенегале перед перелетом в Гамбию. Благодаря перенесенному рейсу (теперь вылет был назначен на 9 вечера) мы могли приехать в аэропорт не раньше шести, а следовательно в нашем распоряжении был почти весь день.
До полудня мы просто провалялись на пляже, потом собрали вещи и пошли прощаться с радушным персоналом отеля. За все время пребывания мы заплатили 75000 франков. Сюда вошли 4 завтрака, 4 ужина и напитки, которые мы заказывали в первый день. Само проживание было оплачено заранее и упоминается в первой части моего рассказа. На тот момент в пересчете на рубли ужин обходился примерно 1300 руб. за двоих, завтрак — 500 руб. Вполне приемлемо, я считаю. Огромное спасибо гостеприимным хозяевам !!!
Поскольку, до визита в аэропорт оставалось больше пяти часов, мы запланировали посетить еще несколько интересных мест. Первым из них, оказавшимся на деле совсем не интересным, был курортный район Сали. На карте всё выглядит очень привлекательно: казино, рестораны, курортный проспект … В реальности это простая улочка, ну может быть чуть шире остальных, по которой мы проехали, даже не остановившись. Просто, не было таких мест, которые хотелось бы посмотреть. Не знаю, быть может там по ночам жизнь кипит.
Дальше решили заехать в Parc Exotique, но и тут нас постигла неудача. Доехать смогли только до входа, где красовалась табличка «Закрыто на реконструкцию». Увы, не повезло. Когда откроют, обязательно загляните — снаружи выглядит внушительно.
Следующим «секретным» местом была лагуна Randonnée Ecologique Lagune — небольшой парк, где сквозь мангровые заросли проложены удобные мостки, а вокруг обитают многочисленные крабы.
Почему я назвал место секретным ? Найти его довольно трудно. Вроде, по карте едешь, а упираешься в какой-то тупик и стройку. Хорошо, что местный юноша согласился трусить перед машиной, обозначая нам извилистый путь ко входу, за что был вознагражден 2000 франков.
Во время путешествия по манграм я прочитал в отзывах на TripAdvisor, что тут частенько грабят туристов. Это открытие заставило нас поскорее закончить нашу прогулку и убраться восвояси, пока мы не стали героями очередного такого отзыва.
Дальнейший путь навигатор проложил «избегая платные дороги». Хвала ему за это, конечно, но бесплатная альтернатива больше напоминала участок ралли Париж-Дакар. Грунтовая дорога и клубы красной пыли от проносящихся навстречу КАМАЗов. За то, удалось сделать несколько красивых кадров.
Впереди была следующая точка маршрута — Réserve naturelle de Popenguine. Это небольшой национальный парк на побережье. Судя по тому, что мы увидели, место весьма популярное у местных жителей. Здесь неплохой пляж, есть кое-какая инфраструктура. Сюда приезжают просто отдохнуть. Но, с туристов за вход деньги берут 🙂 1000 фраков всего, но с миру по нитке, как говорится. Причем, для них эта 1000, видимо существенна, ибо когда мы никого не увидев на входе, просто прошли в парк и уже достигли вершины холма, за нами весь «в мыле» прибежал продавец билетов и попросил заплатить. Странный паренек. Неужели, он думал, что мы там останемся и уже не пройдем мимо него ?
В запасе оставалось больше часа, а на карте последняя точка. Это был еще один старинный баобаб Foret de baobabs. Вот, в данном случае я привел ссылку исключительно для того, чтобы уберечь наших последователей от попыток попасть туда 🙂 Это грунтовая дорога, заросшая колючками по обеим сторонам, и упирающаяся в тупик из таких же колючек метров за сто до баобаба. Пройти туда пешком возможности никакой нет. С трудом развернувшись, направились мы в аэропорт со словами «да, что мы баобабов не видели?!!!».
Хотели по дороге купить пива, но не тут-то было. По какой-то причине в Сенегале спиртное в мелких магазинах не продается. Странный народ. Как они живут ?!!!
В аэропорт мы приехали в шесть, как договаривались. Еще час подождали нашего «пунктуального» Бамбу, отдали ему автомобиль, аргументированно предложив получить с владельца этого тарантаса компенсацию за все наши проблемы с аккумулятором, кондиционером и водительским стеклом. Он, конечно, пообещал поговорить, но особой надежды я не испытывал. Это Африка, братан !!!
В аэропорту, еще до стойки регистрации долго выясняли, могут ли нас пустить в Гамбию без визы. Молодой человек копался в телефоне, в каких-то справочниках и наконец, сказал, что мы можем пройти, но должны знать, что без визы нас туда пустят не дольше, чем на 9 дней. А то, что у нас обратный билет через пять, ему ни о чем не сказало ?
Потом при сдаче багажа, узнав что мы русские, представитель аэропорта попросил что-нибудь сказать на нашем родном. Любознательный, наверное. Хорошо, что Олька сказала мне «МОЛЧАТЬ!» прежде, чем я решил приступить к монологу на чистом русском 🙂
К счастью, все закончилось удачно. Мы прошли в дьютик, купили бутылку хорошего вина на вечер за 8000 франков, поужинали на 18000 картошкой фри и шаурмой в неплохом кафе-кебаб (и тут аэропорт отжигает с ценами) и сели дожидаться свой рейс.
Впереди ждала Гамбия!!!
Если Вам понравился мой рассказ и Вы хотите быть в курсе новых историй, подписывайтесь на мой Телеграмм-канал, где я периодически выкладываю рассказы про все наши путешествия.