Подготовка.
Год этот с самой весны выдался не из легких. Некоторые проблемы со здоровьем до самого июня не позволяли ничего планировать на осень. Олькина спортивная травма и последующая реабилитация вообще ставили жирный знак вопроса в теме нашего осеннего путешествия, но к счастью, всё обошлось, и уже к середине первого летнего месяца мы, наконец, задумались о теплых краях в ноябре 🙂
С каждым годом выбирать становится все труднее. Где-то уже побывали, куда-то не полететь по причине не самых благоприятных погодных условий, а во многие места путь заказан из соображений финансовых. Например, в Австралию или Новую Зеландию очень хочется, но как-то не по-карману, увы.
Думали мы думали, и остановили свой выбор на юго-восточной Азии. Во Вьетнаме мы уже были. На юге. Фантхьет, Нячанг — замечательные места, но по многочисленным обзорам очень сильно отличаются от Вьетнама северного: Ханой и бухта Халонг. Так что, после небольших раздумий решено было исследовать и эту часть нашей планеты.
По обыкновению, осенью у нас есть две недели. Лететь так далеко и потратить всё время на пляжах, пусть и красивых, но однообразных — это удел клиентов многочисленных турагенств. Нам же, нужны приключения. Пусть короткий, но насыщенный событиями отрезок времени, который оставит в памяти неизгладимые впечатления. По этой причине маршрут получился следующим: Бангкок — Сиемриап (Камбоджа) — Ханой — Халонг — Ниньбинь — Халонг — Ханой — Бангкок.
Ну, да! Это только на первый взгляд так сложно 🙂 На самом деле, тщательное планирование путешествия позволяет делать чудеса даже с таким коротким отрезком времени, как две недели!
Маршрут столь витиеватый и насыщенный возник сразу по нескольким причинам. Во-первых, попасть во Вьетнам в 2023-м году можно было только с пересадкой. Выбор надо было делать между Китаем и Таиландом. Безусловно, Китай крайне интересен, но не на такой короткий срок — туда необходимо лететь целенаправленно и тратить там гораздо больше времени, чем может дать простая пересадка, пусть и двух-трехдневная. Оставался только Таиланд.
Из Москвы в Бангкок уже летали даже прямые рейсы. К сожалению, это были только рейсы Аэрофлота, который осуществлял их на довольно опасных в то время импортных самолетах, не подвергавшихся долгое время должному техническому обслуживанию по причине отсутствия запчастей (санкции, увы), а денег за эти полеты хотел немалые. Альтернативой выступали рейсы с пересадками. Китай, ОАЭ, Катар, Турция… Выбирать надо было из них.
Во-вторых, если уж лететь во Вьетнам в конечном итоге, то и попутные путешествия имело смысл выбирать из близлежащих регионов, а это — Камбоджа, Лаос, ну и сам Таиланд. По этой причине решать пазл с перелетами пришлось, учитывая довольно много факторов. Во внимание принималось далеко не ежедневное расписание внутриазиатских рейсов и их сильно разнящаяся по дням стоимость.
В результате многочисленных манипуляций план поездки получился следующим.
- 7 ноября (утро): Москва — Бангкок
- 9 ноября (вечер): Бангкок — Сиемриап (Камбоджа)
- 11 ноября (день): Сиемриап — Ханой
- 20 ноября (утро): Ханой — Бангкок
- 20 ноября (вечер): Бангкок — Москва
Таким образом, мы получали практически два полных дня в Бангкоке (8 и 9 ноября), целый день 10 ноября в Сиемриапе, что вполне было достаточно для осмотра Ангкора, 9 дней в Халонге (с поездкой в Ниньбинь и обратно), день в Ханое и еще полдня в Бангкоке на обратном пути. Лаос уже не вписывался никак. Последний пункт, Бангкок чудесным образом скорректировался немного позднее, когда наш обратный рейс перенесли с 20-го на 21-е ноября, добавив нам в столице Таиланда еще уйму времени:) Но, обо всем по порядку…
Как я уже сказал, принимая во внимание многочисленные факторы расписания полетов, их стоимости и оптимизации нашего времени, первые билеты Москва-Бангкок-Москва были выбраны на 11 утра 7 ноября. В этот раз выбор пал на авиакомпанию Etihad Airway
Китайцы свои предложения на тот момент еще не выложили, Аэрофлот с их пересадкой в Иркутске по понятным причинам не вызывал оптимизма, а Etihad Airwa еще и акцию в тот момент проводила. В результате, билеты были забронированы на CityTravel по цене 118 т. руб. за двоих туда-обратно. Почему у CityTravel покупал, а не на сайте авиакомпании? Дешевле получалось. И из-за курса доллара, и по агентской скидке. Около 10 т. руб. экономии. А, главное — я знал уже тогда, что Etihad даже при покупке через агента позволяет управлять своим бронированием, в отличии от Turkish Airlines, например.
Справедливости ради надо заметить, что позднее, в августе-сентябре, китайцы выбросили еще более дешевые билеты, но с пересадками по 2-3 часа, как эти, ничего не было. Так что, никакого сожаления о покупке до самого вылета не возникало.
А еще и обратный вылет в конце сентября перенесли. Вместо вечера 20-го возвращаться в Москву предстояло утром 21-го — вообще сказка получилась 🙂
20-го ноября мы получали полноценный вечер в Бангкоке. А при первом бронировании такого варианта просто не было!
Нервишки, правда с этим переносом потрепали мне изрядно. Система покупки авиабилетов у агента, каковым CityTravel и является, она, ведь как выглядит? Оплатить бронирование может любой человек или агентство для кого угодно. По факту оплаченного бронирования авиакомпания выпускает билеты и отправляет их покупателю пассажиру (если это разные сущности). То есть, все в порядке… Так будет до тех пор, пока не произойдет отмена или перенос рейса. А дальше по общепринятым в мире правилам авиакомпания сообщает об изменениях в рейсе пассажиру и тому, кто бронирование оплачивал. И ждет реакцию на предложенные изменения. Беда в том, что отреагировать может только покупатель бронирования, но никак не пассажир, если они не совпадают. В большинстве случаев, и это работает с разными авиакомпаниями, незначительные изменения в расписании, как правило не больше нескольких часов, не требуют какого-либо вмешательства. Молчание покупателя в этом случае означает для авиакомпании согласие с предложенными изменениями. Однако, при существенном переносе рейса или его отмене авиакомпания ждет подтверждения и перевыпускает билеты согласно новым условиям. Вот тут, как раз, и кроется подводный камень покупки билетов у агента. Подтвердить изменения и сделать запрос на перевыпуск билета должен именно он. Организационно в случае с CityTravel никаких проблем не возникает — они ребята ответственные и делают все оперативно, когда ответят 🙂 Напрягает только немного способ общения с ними. Это диалог на сайте, в разделе заказов, где ответа на свой вопрос можно ждать несколько дней. Вот тут я немного и понервничал. Они молчат, авиакомпания по телефону отвечает, что при всем желании не может перевыпустить билеты, т.к. должен поступить запрос от агента, а перевыпуск в данном случае просто необходим, ибо смена даты вылета является существенным изменением. К счастью, через неделю переживаний всё разрешилось — CityTravel, наконец, ответили, что готовы перевыпустить билеты, попросив за это 500 руб. У них всегда любое действие по внесению каких-либо изменений в бронирование стоит 500 руб, даже если это не по твоей вине. Одним словом, есть плюсы в покупке билетов через агента, но есть и минусы…
В последний день перед вылетом обнаружил еще один нюанс, связанный с Etihad. Во время OnLine регистрации на сайте где-то на 2-3 шаге система попросила меня ввести данные визы для пассажиров. О какой визе шла речь, я так и не понял, ведь нам ни для Таиланда, ни для ОАЭ виза не нужна. Тем не менее, дальше сайт не пускал и настойчиво ждал запрошенные данные. Резонно рассудив, что никаких виз кроме Камбоджийской у нас нет, решил ввести эти данные, никаким боком к нашему перелету не относящимися. Зачем это авиакомпании Etihad, я видимо, так никогда и не узнаю, но сайт «схавал» введенные мной данные и покорно выдал посадочные талоны. Кстати, на участке Москва — Абу-Даби выбор мест (кроме приоритетных) оказался бесплатным, а вот на следующем рейсе, до Бангкока, за любое место предлагалось заплатить от 20 евро или довольствоваться автоматическим выбором. Выбрал последнее. Перелет всего 6 часов, да еще ночью — пофиг где спать 🙂
Практически сразу были куплены все внутренние авиаперелеты. Тут можно было и подождать, но 23-го июня безбашенный Пригожин со своими архаровцами и одному ему известными намерениями двинул на Москву. Казалось бы, какая связь, но таковая была 🙂 Что именно он хотел, останется тайной навсегда, но результатом, как обычно, стал резкий скачок курса доллара до 90 рублей со всеми вытекающими отсюда последствиями. Еле успел ухватить билеты на том же CityTravel 🙂
Красивая цена, не правда ли? Увы, без багажа. Пришлось доплатить на сайте авиакомпании AirAsia по 29$ с человека 🙂 К слову, столкнулся с тем, что оплата картой VISA не прошла. Не российской, конечно же, а настоящей. Сумел оплатить только UnionPay, причем того же Узбекского банка. Чудеса, да и только.
Вообще, AirAsia потом преподносила сюрпризы! Примерно в конце сентября из расписания их полетов чудесным образом исчез наш рейс. Нет такого, и всё тут! И билеты на него перестали продаваться, причем не только у агрегаторов, но и на сайте самой авиакомпании. Попытки что-то выяснить у CityTravel результата не дали — отвечают, что «Ваше бронирование подтверждено». А рейса-то нет!!! Пара недель волнений закончились благополучно, коллизии в расписании оказались результатом смены аэропорта в Камбодже. Рейс появился, я успокоился 🙂
Но, и приятные моменты у AirAsia есть 🙂 Регистрация на рейс у них открывается не за 24 часа, как у всех, а аж за две недели! О, как!!
Перелет из Камбоджи в Ханой оказался наиболее выгодным у авиакомпании Cambodia Angkor Air. Тут цена билета уже включала провоз багажа (кстати, по 20 кг. на человека, а не по 23. Так на большинстве внутриазиатских рейсов).
А из Ханоя в Бангкок лучшее предложение нам сделала авиакомпания Vietnam Air. У них, кстати, включен багаж 23 кг, в отличие от предыдущих.
Итого, все перелеты с багажом нам обошлись на тот момент в 171 т. руб. за двоих. Да, абсолютная сумма не копеечная, но вы посмотрите на маршрут и сравните с ценами турагенств! А самое главное — какая компактность перелетов! Минимальная потеря времени. Вам ни одно турагенство такого не предложит.
Теперь немного о катаклизмах, связанных со столь ранним бронированием. Конечно, надо быть готовым ко всему. Почти полгода до перелетов — произойти может что угодно. Расскажу, что происходило 🙂
Во-первых, Etihad несколько раз менял рейсы. В большинстве своем, это были незначительные изменения, минут по 20-30. Как я уже написал выше, такие корректировки не требуют никакого вмешательства, ну а в случае переноса вылета с 20-го на 21-е ноября пришлось расстаться с 500 рублями.
По остальным внутриазиатским рейсам переносы были, но довольно незначительные. Самый существенный из них — это смена аэропорта в Камбодже, которая произошла с 16 октября. Они там новый открыли вместо того, что был практически рядом с городом. На первый взгляд, ничего страшного, вот только трансфер из нового стал стоить 30$ вместо прежнего бесплатного 🙂 Он же на 50 км. дальше! И это два раза — прилет и отлет. Увы, ничего не поделаешь.
Но, во всем есть и плюсы! Замена обратного рейса в Москву принесла приятный сюрприз. Если до этого у нас было всего несколько часов в Бангкоке, позволяющие лишь доехать до рынка и обратно, то теперь мы имели полноценный день 20 ноября и ночь на 21-е, которую можно было провести в номере великолепного отеля Baiyoke Sky, но об этом позже …
Теперь о внутренних перемещениях. Последние годы мы неизменно пользовались арендованным автомобилем, но тут ситуация была немного другая. Бангкок и Камбоджа этого просто не требовали — слишком малое время пребывания, да еще вдобавок, в Камбодже водительские права международные не действуют — нужны только местные. В Ханое можно было, конечно, взять в аренду машину и поехать в Халонг, а оттуда в Ниньбинь и обратно скататься, но взяв в руки калькулятор, я понял, что затея — так себе. Дорого получается. Примерно раза в три дороже, чем маршрутками и такси пользоваться. Решено было без машины обойтись в этот раз.
Итак, сначала Бангкок. Тут все просто, трансферы из аэропорта до отеля и наоборот — это такси. Причем, не на улице, а через приложение Grab, которое легко устанавливается на телефон без местной симки и работает не только в Таиланде, но и во Вьетнаме. Перемещение по городу — на метро, лодках и пешком. А в качестве приятного бонуса судьба преподнесла виртуальную встречу в Телеграмм с девушкой, пребывавшей в тот момент в Бангкоке, которой позарез понадобился какой-то крем из России 🙂 В качестве благодарности за эту небольшую посылку она прислала к нам в аэропорт таксиста, любезно и бесплатно (обратный трансфер через Grab стоил нам 510 бат) доставившего нас прямо в отель. Вот, кстати, его контакты на всякий случай — Даймон: +66 97 170 0621
Камбоджа. Тут вариантов немного — либо такси через приложение Passapp (для его использования понадобится камбоджийский телефонный номер, хотя бы один раз — для регистрации), либо частные таксисты по предварительной договоренности.
Позволю себе небольшое отступление … Начиная исследование южно-азиатского региона, я пролопатил весь Телеграмм (сейчас, вообще мало источников информации осталось, кроме оного) и нашел несколько полезных чатов:
Бангкок Чат TravelAsk — https://t.me/+ElMxmnl4Vsc0ZWVi
Ханой Чат TravelAsk — https://t.me/+aDkfEdsG-6wxNzgy
Ханой чат — https://t.me/hanoi_forum
Вьетнам Чат TravelAsk — https://t.me/+kIbiwFlHRNwxMjE6
Вьетнам чат — https://t.me/forum_vietnam_rus
Вьетнам. обмен валют — https://t.me/vietnam_obmen
Ювелирки и АТМ Вьетнама — https://t.me/usdtovnd_bot
Халонг чат — https://t.me/halong_chat
Камбоджа Чат TravelAsk — https://t.me/+0CF3_0Rr15I3Y2Uy
КАМБОДЖА Чат обо всём! — https://t.me/CambodiaVse
Камбоджа чат — https://t.me/forum_cambodia
Так, вот в одном из них, касающемся Камбоджи, нашел несколько полезных контактов местных таксистов, предлагающих свои услуги по трансферу из/в нового аэропорта (из старого и отель бесплатно забирал) и поездках на весь день по храмам Ангкора. Поговорив со всеми из них, остановил свой выбор на таксисте по имени Пич (+855 10 270 050). Этот парнишка предложил забрать нас из аэропорта за 30$ (и за такую же сумму доставить туда через день), а также организовать поездку по храмам Ангкор с 5.00 утра до 19.00 вечера за 35$. Для сравнения — тук-тукеры за поездку на день просили 20-30$, а ценник большинства таксистов из аэропорта нового — 35$. Немного позже мы и с Пичем в переписке договорились, что по Ангкору поедем на тук-туке, а не на машине. «На машине мы и дома каждый день ездим» — говорю ему 🙂 Тут же нашелся брат с тук-туком за 25$, на том мы и порешили.
Позже, когда мы уже были в Бангкоке, Пич написал, что по семейным обстоятельствам не может встретить нас и передает все наши заказы с сохранением финансовых договоренностей своему брату (уж, не знаю — братья они там все, или это для красного словца). В результате, все наши перемещения по Сиемриапу были организованы замечательным парнишкой по имени Heng. Он доступен также в Whatsapp по номеру: +855 15 311 646
На всякий случай, все же сохранил контакты других водителей в Сиемриапе, которые сумел добыть в чатах и форумах 🙂
- San Laing (таксист, фирма): +855 12 427 540 (сначала в общении предложил 35$ из аэропорта, а через несколько дней человека, получившего его контакт от меня, возил за 30)
- Тук-тук: +855 86 557 626 (найден по совету в Телеграмм. Предложил день в Ангкор за 20$)
- Тук-тук: +855 17 569 651 (найден по совету Егора из Телеграмм. Пишут, что с ним много наших уже ездили. Предложил 30$ за день в Ангкор)
Возвращаемся к дальнейшим перемещениям. Итак, с Бангкоком и Сиемриапом вопрос был решён, оставался Вьетнам. Местные поездки по городу, как я уже сказал, весьма недорого и удобно обеспечивал Grab. Из аэропорта Ханоя в Халонг никаких приемлемых вариантов кроме такси я не нашел. Есть, конечно и маршрутки (Лимузины), и групповые трансферы, но это всё связано с довольно большим временем ожидания, а это со временем нашего прилета никак не коррелировало. Пришлось выбрать такси. Есть два замечательных сайта в юго-восточной Азии — Vexere и 12Go. Это самые крупные агрегаторы транспортных перевозок в Таиланде, Вьетнаме, Камбодже и т.д. Именно на этих сайтах подавляющее большинство путешественником советуют заказывать и заказывают все свои перемещения на автобусах, такси и маршрутках. Я, естественно, последовал их совету. Вот как можно заказать такси на 12Go для поездки из аэропорта Ханоя в Халонг.
Такси я заказал и оплатил за день до вылета из Москвы. Подтверждение приходит практически сразу.
Также оперативно отвечают и ребята из самой транспортной компании Saigon Travel (+84 94 300 43 54). На мой вопрос в Whatsapp о месте посадки в аэропорту моментально прислали подробную инструкцию…
На этом же сайте купил два билета на лимузин ( лимузин — это такая «Газель», только с комфортабельными сидениями) от Халонга до Ниньбиня и обратно на 16-17 ноября.
Еще необходимо было озадачиться возвращением из Халонга в Ханой. Я даже купил эти билеты за 880.000 донгов, но потом, рассудив о разнице в стоимости этой «Газели» и такси, вернул их. Решил, что поедем на такси, которое заказал и оплатил по той же цене в 53$ уже лежа на пляже в Халонге, непосредственно у самой компании Saigon Travel (+84 94 300 43 54) по Whatsapp. А в принципе, билет на лимузин выглядит так (это за три места — нас двое и чемоданы):
Путешествие по Ханою предполагалось осуществить на туристическом автобусе Sightseeing Hop-on-Hop-off, совершающим круговой маршрут вокруг основных достопримечательностей Вьетнамской столицы. Билет на это автобус выгоднее всего оказалось купить на популярном в южной Азии сервисе Klook. Вот тут ссылка на это предложение.
Ваучер на двоих обошелся в 22$. Он позволяет в течение 4-х часов кататься на этом автобусе (полный круг составляет 30-35 мин. с любым количеством входов/выходов).
В аэропорт Ханоя 20-го ноября утром мы решили ехать на такси, заказав его все у той же Saigon Travel (+84 94 300 43 54). Поездка обошлась в 14$, что полностью соответствовало стоимости через Grab. А самой аутентичной обещала быть поездка из аэропорта Суварнабхуми и обратно в Бангкоке. Отель Baiyoke Sky , где нам предстояло провести последнюю ночь перед возвращением в Москву, расположен в 5-ти минутах ходьбы от станции Ratchaprarop — наземной линии метро, ведущей в аэропорт, так что предстояло познакомиться с наземным метро Бангкока 🙂
Коротко и консолидировано о такси. Долгие исследования в чатах сформировали список наиболее адекватных сервисов по странам:
- Таиланд: Grab и Bolt. У обоих есть приложения, местный номер не требуется.
- Камбоджа: PassApp. Есть приложение, нужен местный номер для регистрации.
- Вьетнам: Grab и MaiLinh. Последнее требует местный номер для регистрации и голосовое подтверждение заказа на вьетнамском 🙂
Пару слов о тех сервисах, где нужна местная симка. К счастью, нужна она только только один раз — при регистрации. Поэтому, поступить можно следующим образом. Идете на сайт https://sms-activation-service.com/ru/login/#country=Russia&operator=any , регистрируетесь, закидываете на лицевой счет 100 руб., которых хватит на несколько СМС. Далее выбираете нужную страну и получаете временный номер и возможность получить на него СМС-ку с кодом. Там все просто 🙂 В результате, у вас на телефоне будет установленное приложение, и вы сможете вызвать такси сразу по прибытию в страну.
Раз уж, коснулись темы связи, то расскажу о своем решении в этом путешествии. В Бангкоке на первые два дня пребывания имело смысл заранее, при помощи все того же Klook, купить симку местную за 4,69$, предоставляющую 15Гб трафика по всему Таиланду на 8 дней, и получить ее прямо в аэропорту!
Есть варианты и еще дешевле (на пару долларов), но они требуют визита в супермаркет и последующую активацию, а это время и нервы. Остановился на этом варианте, как на самом удобном. Да, оператор мобильной связи: Dtac.
В Камбодже, напротив, покупка местной симки оказывалась почти нереальной. Мы прилетали поздно вечером, а на следующий день в пять утра уже на экскурсию. Покупать сим-карту чисто физически не было никакой возможности. Но, главное, это лишено было здравого смысла. Роуминг Tele2 давал 1 Гб интернета на сутки за 350 руб. На тот момент за двое суток нашего пребывания в Сиемриапе, это было около 6$. А местная симка, даже если бы ее удалось купить, стоила бы 5$. Ну, и в чем смысл? Решили пользоваться своим роумингом.
Вьетнам — самое долгое пребывание за все путешествие, и тут без местной связи не обойтись. Полагаясь на многочисленные рекомендации разбросанных по всему Вьетнаму наших соотечественников, в качестве оператора выбрал для себя Viettel Telecom. На сайте у них чёрт ногу сломит. Понял только одно — тариф мне нужен за 90000 или, в крайнем случае, за 120000 донгов, и если в аэропорту такое никто не предложит, то покупать симку буду уже в Халонге, в салоне связи.
Оставались еще последние сутки в Бангкоке, но тут вполне можно было обойтись тем же Tele2 за 350 руб. Ну, и с голосовыми звонками в этих странах никаких проблем не возникало — наши с Олькой тарифы Мегафон позволяли бесплатно принимать все входящие, а сами мы звонить никуда не собирались 🙂 На этом вопрос со связью был закрыт.
Просматривая Klook на предмет покупки тайской сим-карты, наткнулся на пару выгодных предложений. Про билет на Ханойский автобус Hop-On-Hop-Off я уже рассказал выше, а еще попалось на глаза предложение выгодно купить билеты на смотровую площадку небоскреба Mahanakhon SkyWalk в Бангкоке. 46$ на двоих вместо 50$ на сайте самого небоскреба.
А если вдобавок применить небольшой лайфхак при покупке чего-либо на Klook, то можно получить еще 10% скидки дополнительно. Суть этого маневра заключается в следующем — Klook, как и многие другие площадки с целью привлечения новых клиентов предлагает скидку в размере 10% на всё, но только один раз, при первом заказе. А авторизация на Klook происходит по адресу электронной почты. Думаю, дальше разжевывать не надо 🙂 Никто же не ограничивает нас в создании нескольких новых адресов электронной почты, на том же Yahoo, например, что соответственно дает возможность совершить столько же «первых» заказов на Klook!
А вот, билеты в храмы Ангкор (в Камбодже) на сайте Klook отсутствовали. То есть, там есть много предложений с разнообразными экскурсиями, но именно входные билеты отсутствуют. Скорее всего, это связано с особенностью их продажи — билет не только именной, но и с фотографией! Большинство туристов покупают их в кассах, расположенных не совсем там, где вход 🙂
Открываются кассы в 5 утра и работают до 5-ти вечера. Мы прилетали в Сиемриап довольно поздно, а на следующий день хотели встречать рассвет уже в Храмах. Чисто теоретически, можно было сначала поехать в кассу и постараться успеть до первых лучей солнца оказаться на смотровой площадке Ангкор-Ват, но это было совсем компактно по времени, и рисковать не хотелось. Поэтому, билеты мы купили заранее, на официальном сайте Angkor Enterprise, тем более, что цена везде одинаковая: 37$ на один день, 62$ — на два или 72$ — на неделю. Вот такой уникальный билет присылают сразу после оплаты:
Теперь по поводу денег. Безусловно, у нас была долларовая VISA с некоторым запасом средств на счету, пополнить который в любой не представляло никакой сложности. Но, наличные никто пока нигде не отменял, и те же тайские таксисты ничего кроме шуршащих купюр деньгами не считают и всеми способами пытаются выманить у вас кэш. Потому, положить в карман некую сумму в местной валюте — золотое правило для любой страны.
Первой такой страной на нашем пути должен был стать Таиланд. Немного пошерстив форумы и чаты, я в нескольких местах нашел один и тот же полезный совет по поводу обмена денег в аэропорту Суварнабхуми, в Бангкоке. Вот один из них: https://satang.ru/money-exchange-airport. Суть заключается в том, что в определенном месте этого аэропорта, а именно на нулевом этаже, есть замечательный обменный пункт, предлагающий курс не хуже, а порой даже лучше, чем в городах. Актуальные и самые лучшие курсы обмена валют по Бангкоку всегда можно посмотреть тут: http://www.vasuexchange.com/ , https://www.superrich1965.com/home.php?language=en (обменник этой сети, как раз и находится в вышеуказанном месте, в аэропорту), и https://www.sia-moneyexchange.com/en/rate.php. В принципе, если рассчитать необходимую минимальную сумму, то можно всю ее менять сразу, по прилету.
Следующая страна нашего путешествия — Камбоджа. Тут всё немного сложнее и проще одновременно. Поясню. С одной стороны, в Камбодже, в отличие от большинства других стран, в свободном обращении доллары. Ими можно расплатиться всегда и везде. Проблема заключается в том, что долларовые купюры они все поголовно предпочитают крупные, а сдачу дают, напротив, мелкими и старыми, да еще и норовят всучить свои риели по грабительскому курсу. Вот и встает вопрос о необходимости обмена валюты сразу по прилету. Тут каждый выбирает под свою ситуацию. Мы, например, договорились с таксистом на оплату трансферов долларами, и сдачу со 100-долларовой купюры вполне можно было получить риелями, договорившись с ним о компромиссе курса 🙂 В отеле принимали оплату картой, а для карманной налички должно было хватить сдачи от таксиста. В крайнем случае, жить мы должны были в самом центре города, так что, наше 2-х дневное пребывание в стране никаких проблем в этом плане не создавало.
Ну, и оставался Вьетнам с его донгами. Тут, вообще все просто! Наличку во Вьетнаме предпочтительно менять в так называемых «ювелирках». Вот тут https://t.me/usdtovnd_bot всегда можно узнать актуальный курс и найти ближайшую к вам точку обмена. Это гораздо выгоднее, чем в банках. Еще в банкоматах VRB (Вьетнамо-российский банк) работают наши карты МИР. Но, нас этот вариант мало интересовал, т.к. банкоматов этих крайне мало, и на нашем пути был только один, в Ханое, и то в самом конце путешествия.
Гораздо интереснее и выгоднее третий способ обмена. Наших соотечественников по всему Вьетнаму сейчас довольно много. Некоторые из них организовали неплохой бизнес, оказавшийся выгодным и для них, и для нас, туристов. Они принимают рубли на российскую карту и сразу присылают вам QR-код для снятия наличных донгов в банкоматах сети BIDV. Курс обмена, как правило, оказывается выгоднее, чем в ювелирках (если учитывать, что для ювелирок сначала надо купить доллары за рубли). Например, Сергей, с которым я заранее договорился о таком обмене по прилету в Ханой, берет за основу курс Google и вычитает 3% комиссии. Это очень выгодно для нас получается. Плюс ко всему, пользоваться таким обменом можно по всей стране и в любое разумное время (ну, когда люди на связи). Вот в этой группе https://t.me/vietnam_obmen есть еще несколько контактов ребят, занимающихся такими операциями.
Одним словом, с деньгами в этот раз все решалось намного проще, чем год назад в Африке 🙂
Еще один повод вспомнить прошлогоднюю африканскую поездку возник при оформлении визы в Камбоджу. Это, кстати, единственная страна в нашем путешествии, где в отличие от Таиланда и Вьетнама, отсутствовал безвизовый въезд. Как в Гамбии год назад. Я уже стал замечать интересную тенденцию: чем беднее государство, тем дороже у них стоимость въезда в страну 🙂 Камбоджа далеко от Гамбии не ушла в этом плане — стоимость туристической визы у них 30$.
Внимательно изучив вопрос по рассказам прежних путешественников, я выяснил интересный нюанс. Если оформлять визу в аэропорту, по прибытию, то помимо этой тридцатки придется, чаще всего, заплатить еще по пять долларов на развитие благосостояния того человека, который эту визу будет оформлять. Это в Кампучии коррупции не было, а в Камбодже все с этим нормально 🙂
Второй путь — оформить электронную визу на официальном сайте Визового центра Камбоджи. Тут побор уже в 6$ узаконен на государственном уровне:)
Такая неоднозначность заставила поискать третий путь, и я его нашел, что примечательно! Сайта посольства Камбоджи в Москве я, сколько не искал, не нашел. Наткнулся на какой-то армянский сайт с минимумом информации, которой впрочем, оказалось вполне достаточно: https://www.embassy.am/ru/embassy-of-the-kingdom-of-cambodia-in-moscow-russia. Главное — был телефон, который еще и оказался действующим.
Мужской голос с ощутимым акцентом сообщил мне, что посольство (там же и консульский отдел) работает ежедневно по будням с 9.00 до 17.00 и находится недалеко от м. Арбатская. Интересен был аргумент, озвученный послом (а он там, надо заметить, один службу тянет — и за посла, и за консула, и за секретаршу). На вопрос «А можно ли у них оформить визу?» он ответил, что не только можно, но и нужно! Т.к. если платить в аэропорту, то эти 30$ там, в Камбодже и останутся, а если я тут заплачу 3000 руб., то деньги эти послужат благим целям работников посольства, то есть его самого 🙂 Не поспоришь!
Резонно рассудив, что 3000 наших деревянных — это чуть больше 30-ти, но все же меньше 35-ти долларов, решил я туда съездить. А дело было в августе, когда рубль, как раз, вел себя достаточно стабильно — падал с линейной скоростью. И к моменту моего визита в посольство курс составлял уже почти 99!!!
Попытка получить с меня по 3500 за визу у посла успехом не увенчалась. Я уверенно заявил ему, что договоренность наша была на 3000, и я не вижу резона платить больше здесь и сейчас. К тому же, выражаясь его собственным языком, 3000 руб. здесь для него гораздо больше, чем даже 35$, которые я отдам на границе.
Мы поняли друг друга. Он — что не получит с меня больше, я — что торговаться в Камбодже надо везде и всегда, раз этот процесс начинается уже с посольства 🙂 Посол, кстати, свои попытки не оставил! Когда, спустя несколько дней, я приехал забирать паспорта, он с мольбой в глазах попросил доплатить еще хотя бы ….. рублей 200 🙂 А иначе, говорит: «Мне же ничего не останется. Курс, вон уже какой!» Пришлось дать ему 300, внеся свой посильный вклад в укрепление русско-камбоджийской дружбы 🙂
На этом все технические вопросы были закрыты, и можно было переходить к бронированию отелей, исходя наших авиаперелетов.
Ничего нового в принципах поиска жилья за последний год не появилось. Тот же Booking, та же Agoda и, как всегда, проверка цен на собственных сайтах выбранных отелей.
Первый отель в Бангкоке сначала хотели забронировать в самом сердце города, на Каосан-роад, но потом планы поменялись. Решили, что разумнее будет жить где-нибудь рядом с парком Люмпини, недалеко от небоскреба Mahanakhon SkyWalk и какой-нибудь станции метро. По этим критериям на Agoda был найден недорогой, но весьма приятный по отзывам отель Silom Convent Garden.
Прилетали в Бангкок мы рано утром 8-го, а улетали в Камбоджу вечером 9-го. Столь удобное для посещения столицы Таиланда время прибытия и отъезда, к сожалению, вынуждало оплачивать сразу три ночи, хотя провести в отеле предстояло только одну. К счастью, общая стоимость получалась всего 58$, что было вполне терпимо.
На две ночи в Сиемриапе на Booking был выбран отель La Villa du Bonheur и сразу оплачен. С учетом скидки за раннее бронирование и использования бонусов Booking он обошелся в 29$, и это с завтраками!
Самое длительное время планировалось провести в Халонге. Только на два дня (с ночевкой) мы оттуда должны были уезжать в Ниньбинь, а на всё остальное время с 11-го по 19-е ноября нам нужен был хороший отель, а еще лучше — апартаменты. Надо заметить, что несмотря на безлюдие даже в сезон, Халонг дешевизной не выделяется. Странно, но факт. И только благодаря ранним и тщательным поискам удалось наткнуться на неплохой вариант.
Апартаменты в отеле Jade Ha Long Hotel расположены практически на самом берегу пляжа Bai Chay. Достаточно просторные (45 кв.м.), с собственной кухонной зоной и по вполне лояльной стоимости, они нас полностью устраивали. Бронирование сделал на Agoda — там выходило дешевле Booking. Оплата на месте, по приезду. Можно картой, можно наличными.
16 — 17 ноября было запланировано провести в провинции Ниньбинь. Ехать туда их Халонга 3-4 часа, так что резонно было остаться там на ночь. С этой целью мы забронировали за 21$ уютный отельчик Lys Homestay с бассейном и завтраком, у самой пристани Tam Coc.
Еще нам предстояло провести одну ночь в Ханое с 19-го на 20-е ноября. Опять же, заезд в отель предполагался рано утром, поэтому пришлось бронировать лишние сутки. Отель Rainbow HomeStay — No 8 Alley 18B Tong Dan выбрали исходя из местоположения — нам необходима была Ханойская опера, т.к. там расположена главная остановка туристического автобуса Sightseeing Hop-on-Hop-off, а по причине пребывания в этом месте совсем краткосрочного (всего одна ночь), довольствовались недорогим вариантом с хорошими отзывами.
Последнее наше пристанище в этом путешествии было самым фееричным! Мы возвращались в Бангкок из Ханоя 20-го ноября утром, а вечером должен был быть рейс в Москву. Но, как я уже упомянул выше, последний перенесли на утро 21-го ноября, и у нас появилась необходимость провести в Бангкоке еще одну ночь. Рассматривая варианты жилья, которое располагалось бы в непосредственной близости к торговым центрам (а что еще делать в последний день!), я наткнулся на одно уникальное место — станция Ratchaprarop наземного метро, ведущего в аэропорт.
А уникальность его заключается в том, в пяти минутах ходьбы от этой станции гостеприимно распахнул свои двери отель Baiyoke Sky Hotel — второй по популярности небоскреб Бангкока, а постояльцам этого отеля автоматически предоставлялось право бесплатного посещения смотровой площадки на 72-м этаже. Стоит ночь в Baiyoke Sky Hotel, конечно несколько дороже, чем в некоторых близлежащих отелях, но мы решили себя побаловать немного в последний день и посмотреть на ночной Бангкок. Номер я забронировал непосредственно на сайте отеля. На Agoda цена была практически та же, но при непосредственном бронировании отель обещал приоритетные условия размещения. Обошелся он в 62$ с карты VISA.
Ну вот, собственно, теперь вся картина предстоящей поездки складывалась воедино, и можно было составлять подробный план. Поколдовав пару дней над собранным материалом и принимая во внимание расписание всех предстоящих передвижений, я наконец, составил подробный план нашего путешествия, который мы и приняли за основу.
Итак, в очередной раз путешествие было полностью спланировано, и мы с нетерпением ждали дня вылета …
Продолжение следует … (часть 2 — Бангкок)
Если Вам понравился мой рассказ и Вы хотите быть в курсе новых историй, подписывайтесь на мой Телеграмм-канал, где я периодически выкладываю рассказы про все наши путешествия.