Фотоальбом: https://disk.yandex.ru/d/y7R6DQnhzmYxAg
Тут целая история 🙂 В Китай мы изначально не особо собирались. Примерно в конце 2023 года, еще до путешествия в Юго-восточную Азию, зашел разговор с нашим другом Николаем Викторовичем о том, что они с женой Ириной были бы не против снова куда-то съездить вместе. Мы уже были в 2014-м в Париже и в 2017-м в Чехии. Ну, сказано — сделано! Я после возвращения из путешествия по Юго-восточной Азии начал готовить новую поездку. До конца ноября всё было нормально, но вмешались обстоятельства. Ирина заболела, и наши друзья, во избежание возможных проблем решили не рисковать. А нам куда было отступать? Во-первых, много уже было наработано, а во-вторых, отказаться так просто от идеи, захватившей сознание, весьма непросто. И как результат, решение несмотря ни на что, весной 2024 года полететь в Поднебесную 🙂
Начал, как обычно, с планирования маршрута. Большинство путешественников рекомендовали для первого визита в Китай следующие локации: Пекин, Сиань, Шанхай, Гонконг, Чэнду, Чжанцзяцзе. Это было слишком насыщенно для двухнедельной поездки, поэтому сразу исключил Шанхай и Гонконг — сюда надо ехать отдельно. Первоначальный план, таким образом, сводился к Пекину, Сианю, Чэнду и Чжанцзяцзе. Исходя из этого начал искать билеты.
Небольшое отступление. Расскажу какими источниками информации я пользовался. Форум Винского уже давно умер. В этом я убедился еще пару лет назад. Редкие сообщения от не менее редких посетителей сейчас уже никак не могут обеспечить информационную потребность потенциальных путешественников. Времена меняются, и формат теперь другой. Телега — наше всё!
Несмотря на огромную территорию и такое же колоссальное число жителей, количество постоянно проживающих в Китае или путешествующих по нему наших с вами соотечественников оказалось не так и велико, если судить по чатам Телеграмм. Я помню разнообразие чатов по Бразилии, Вьетнаму, Камбодже даже! Возможно, все консолидировались, и поэтому я не смог найти ничего полезного кроме двух чатов:
Китай Чат от Андрея Славянского с его проектом 360 и более насыщенного и полезного Китай Чат от Travel Ask. По сути, только тут происходило общение с теми, кто уже был в Китае, кто сейчас там и кто только собирается.
Из информационных ресурсов нашел некоторые полезные материалы только на зарубежных сайтах, но там все понятно и подробно:
China Discovery | Travel Chine Guide |
Путеводитель по Сианю | Сиань |
Путеводитель по Чэнду | Чэннду |
Путеводитель по Чжанцзяцзе | Чжанцзяцзе |
Кое-что почитал в ЖЖ, кое-что в Дзене … Так по крупицам и насобирал 🙂
А еще огромное спасибо всем тем, кто в Телеграмм и Whatsapp помогал советами и рассказами, основываясь на личном опыте путешествий по Китаю.
- Нина — путешествовала за месяц до нас и рассказала много полезного
- Инна — очень помогла советами в поездке в Лэшань.
- Ринат — путешественник. рассказал очень много по организационным вопросам.
- Анна — подробно рассказала о покупке билетов на панд и Будду через WeChat
- Андрей — человек, научивший быстро и самостоятельно пополнять AliPay через Genext
Билеты
А с ними в этот раз получилось целое приключение. Анализ рынка авиаперевозчиков показал, что наилучшим вариантом было приобретение билетов у авиакомпании China Eastern. Они летали напрямую из Москвы в Сиань, и это было оптимальным с точки зрения цены вариантом. Далее предполагалось перемещение между городами на скоростных поездах и внутренними авиалиниями, которые в Китае очень развиты.
На сайте самой авиакомпании China Eastern билеты оказались существенно выгоднее, чем у агрегаторов, типа Aviasales или City.Travel. Ситуация довольно необычная для последних лет — до сих пор покупка билета непосредственно у авиакомпании всегда обходилась дороже, а тут такая вот ситуация. Благо, наличие нормальной узбекской карты VISA позволяло их купить, что я и сделал за «смешные» 6020 юаней, что на тот момент составляло 862$, или чуть больше 80 тыс. рублей. Для сравнения, если бы их покупать в тот момент на Aviasales, то цена в рублях получалась около 90 тыс.
Увы, радость моя была недолгой. В начале февраля пришло уведомление от авиакомпании об отмене рейса. Причем, без каких-либо предложений с их стороны. А надо заметить, что никакого представительства у China Eastern в Москве нет. Единственным способом что-то решить был личный кабинет на сайте, где вариант предлагался всего один — возврат денежных средств. Так себе вариант, ибо на тот момент билеты уже стоили далеко за тысячу долларов, и как ни крути, приходилось доплачивать.
Я попробовал сделать некоторые попытки связаться с авиакомпанией, но тщетно. Адрес российского представительства найти так и не удалось, никакой электронной почты у них нет, а запросы с формы обратной связи на сайте уходили в пустоту. Я даже нашел русскоговорящего знакомого в Китае, который жил рядом с офисом China Eastern, но по злому року начинался китайский Новый год, и застать кого-либо на рабочем месте не представлялось возможным.
Оставалось либо ждать три недели, пока они отпразднуют и вернутся к работе, либо все таки оформлять возврат и искать другие билеты. Если бы я был уверен, что наверняка удастся решить вопросы с заменой рейсов через посредника в Китае, я бы еще подождал, но шансы получить новые билеты были весьма смутные, а билеты дорожали с каждым днем. И я решил не рисковать. Потом, за пару недель до вылета, я заглянул на сайт China Eastern и увидел, что варианты с моими датами существуют. И даже обратный рейс остался прямым, а перелет туда становился всего на пару часов дольше из-за пересадки в Пекине. Но, тогда рисковать с ожиданием бесплатного обмена я не мог. Ну, что сделано, то сделано, тем более эти вынужденные изменения принесли в конечном итоге даже положительный результат в плане общего маршрута. Об этом чуть позже.
Возврат билетов я оформил 9 февраля, потеряв на этом 42$, и в тот же день купил новые у авиакомпании Air China уже за 1244$. Таким вот нежданным образом наши билеты стали дороже на 424$. Сей неприятный факт немного нивелировался возвратом 288$ за перелеты Ченду — Пекин и Пекин — Сиань, которые пришлось отменять по причине нарушения логистики. Так что, в итоге потеря 136$ уже не выглядела такой катастрофической 🙂
Прямых перелетов в Сиань теперь не было. Их не было ни у кого на эти даты, так что лететь приходилось с двухчасовой пересадкой в Пекине и туда, и обратно. Это несколько увеличивало время пути, а так как, план путешествия был довольно плотный, необходимо было что-то придумать. И вот, что я придумал в итоге — мы отказываемся от посещения Пекина (позднее это оказалось очень грамотным решением, ибо лететь в Пекин предполагалось всего на один день, и ничего кроме дворца Гугун с площадью мы бы посмотреть не успели, а в марте при общении в китайских чатах телеграмм выяснилось еще, что купить билеты в этот дворец — задача не из тривиальных), сдвигаем дату возвращения на один день и пропорционально растягиваем наше путешествие по Сианю, Чэнду и Чжанцзяцзе.
Это оказалось просто гениально (сам себя не похвалишь, как говорится….)! С отказом от визита в Пекин мы избавлялись от «беготни» во время путешествия и получали весьма комфортные условия для посещения всех значимых мест.
Итоговый маршрут получался следующий: Москва — Сиань — Чэнду — Сиань — Чжанцзяцзе — Сиань — Москва. На первый взгляд, слишком много Сианя 🙂 На самом деле, это необходимость. Из Сианя в Чэнду мы планировали добраться на скоростном поезде. На таком же вернуться обратно и сразу улететь в Чжанцзяцзе. Была мысль лететь туда сразу из Чэнду, но перелет Сиань — Чжанцзяцзе — Сиань в совокупности с билетами на поезд в Чэнду и обратно давал гораздо меньшую сумму, чем отдельные перелеты Чэнду — Чжанцзяцзе и Чжанцзяцзе — Сиань. Такова специфика авиакомпаний.
Перелет Сиань — Чжанцзяцзе — нам обеспечивала та же China Eastern, билеты которой из Москвы пришлось возвращать. С этим же перелетом никаких проблем не было, если не считать моего собственного косяка с ошибкой в дате, повлекшего потерю 44$ на обмене. Кстати, если бы я тогда уже имел установленный WeChat (об этом подробно чуть позже), то мог бы просто внести изменения в билет на сайте и там же оплатить их WeChat-ом, но я тогда еще мало что знал про Китай и его платежную систему, а карта VISA в этом случае была бессильна:) Пришлось действовать через возврат и покупку новых билетов.
Перелет, кстати, не такой уж и дешевый. 436$! Когда-то мы за эти деньги летали из Москвы и обратно.
Вторую часть транспортных расходов составляли билеты на скоростные поезда. В Китае это, пожалуй, самый распространенный способ передвижения. Учитывая их расстояния, о машине или автобусе речь заходит крайне редко, а поезд, мчащийся со скоростью до 300 с лишним километров в час, самое то.
Билеты на нужные нам поезда мы покупали ровно за две недели до поездки. Раньше их не продают, а позже их уже нет! Как только открываются продажи на нужную дату, билеты разлетаются как горячие пирожки. По крайней мере, на популярных направлениях. Например, чтобы купить билет Сиань — Чэнду на 21-е апреля мне пришлось вставать 7-го числа в 5.30 утра по московскому времени, открывать приложение и очень быстро оформлять бронирование, т.к. в 6 утра билетов уже не было!
Купить билеты на поезд в Китае можно несколькими способами. Например, через сайт или фирменное приложение Китайских железных дорог 12306. Это единственный способ не платить комиссию за покупку, но в то же время, способ очень сложный, а иногда невыполнимый. Если выбрать на сайте или в приложении английский язык, то почти ничего там не работает, а если пользоваться китайским, то довольно сложно пробираться к моменту покупки — каждый раз необходимо переводить то, что видишь на экране. Да, и в конце пути вас ждет совершенно непреодолимый барьер в виде запроса китайского номера телефона. Я попробовал ввести «левый» номер, но на следующем шаге моя хитрость дала трещину — система попросила отправить ей СМС с этого номера и получить в ответ код подтверждения. Так что, этот способ только для владельцев реальной китайской симки.
По этой причине я, как и многие другие путешественники, выбрал другой путь. Вернее, даже два. Первый — это сайт Trip.com. Поиск билетов тут можно производить даже на русском языке, а оплату российской рублевой картой. При этом курс пересчета всегда очень близок к официальному, что дает даже некоторую выгоду при использовании нашей национальной валюты. Правда, есть комиссия, составляющая эквивалент 5$ за каждый билет.
Бронирование и выпуск билета происходят практически моментально, если продажи уже открыты. В случае, когда вы бронируете поездку раньше двухнедельного срока, Trip.com возьмет с вас деньги и будет пытаться выкупить ваш билет сразу, как только их откроют. Вот так выглядят уже выпущенные билеты, купленные на Trip.com. Их даже не надо распечатывать, посадка происходит по вашему паспорту, данные которого вносятся в систему на этапе бронирования.
Альтернативный способ — это покупка в WeChat или Alipay. Что это такое, расскажу несколько позже, но сам процесс покупки билета там довольно прост. В обоих приложениях есть раздел ж/д билетов, и он даже на английском может работать. Оплата происходит с кошелька WeChat или Alipay (ну, или с привязанной к ним карты). Сумма комиссии при таком способе покупки несколько ниже, чем в Trip.com , но надо быть очень внимательным, т.к. вернуть деньги при отмене поездки почти нереально, для этого нужна учетная запись на сайте Китайских железных дорог, получить которую можно только имея китайскую симку. Вот так выглядит приложение и купленные в нем билеты.
Как и в случае с Trip.com , печатать ничего не нужно. Билет полностью электронный, и посадка в поезд происходит по паспорту.
Все железнодорожные перемещения обошлись нам в 202$. Это два билета Сиань — Чэнду — Сиань и два билета Чэнду — Лешань — Чэнду. Основная стоимость легла, конечно, на первые. Там расстояние 700 км. с лишним. Самолет, кстати, обошелся бы почти в два раза дороже.
Подводя итоги транспортных расходов, мы получили сумму 1883$ за все междугородние перемещения. Еще к этому должна была добавиться стоимость метро, автобусов и такси. Да, недешевая страна Китай 🙂
Отели
Переходим к выбору отелей. Во-первых, Китай, в отличии от остальных локаций, место весьма специфическое. Тут, конечно, также работают и Booking, и Agoda, но это всё не то для этой страны. Отели в Китае надо искать и бронировать на Trip.com. Во-первых, это чисто китайский сервис со всеми вытекающими последствиями — выбор отелей на порядок больше, надежность бронирования гораздо выше, и большим плюсом в условиях современных реалий идет возможность оплачивать бронирование отелей и авиабилетов российской картой. Про авиабилеты это к слову, для тех, кто не имеет возможности купить их непосредственно у авиакомпании, это большое преимущество. Конечно, Trip.com, берет свою комиссию, но она подчас гораздо меньше, чем у аналогичных агрегаторов типа Aviasales и CityTravel.
А вот, с отелями стоит посмотреть в эту сторону. Дело в том, что если даже бронировать отель напрямую, например в случае с Китаем — через Alipay, то там сначала нужно купить валюту (доллары или юани), а потом уже оплачивать отель каким-либо доступным способом. Так вот, если бронировать отель на Trip.com, выбрав при этом оплату в рублях, то стоимость получается несколько ниже за счет хорошего курса этого сервиса. Например, когда я бронировал отели в Китае, цена доллара в Золотой Короне была 96 руб. с копейками, а Trip.com считал доллар по 92 рубля. Почувствуйте разницу!
Плюс, хорошая поддержка в Trip.com. Им можно позвонить и на русском языке решить все вопросы. Поддержка связывается от вашего имени с отелями, уточняет все детали предстоящего проживания, организовывает трансфер и т.д., и оперативно вам перезванивает. Сервис очень хороший!
В середине марта 2024 года у Trip.com возникли проблемы с оплатой в рублях по причине накрывшегося медным тазом KIWI, но ребята оперативно, в течение пары дней всё решили — перевели платежи через другой банк, и клиенты нисколько не пострадали. Даже деньги за отмененные бронирования вернули очень оперативно. Кстати, про отмену. Если бронирование на Trip.com возвратное, то вернуть деньги за отмену не составляет никакого труда. Одним словом, для Китая рекомендую! Про другие страны пока не знаю, может быть попробую 🙂
Правда, если хотите еще больше сэкономить без ущерба качества, то можно попробовать отыскать понравившийся в Trip.com отель в приложениях WeChat или Alipay. Искать там с самого начала практически нереально — все только на китайском, и многие нюансы (типа, не заселяют иностранцев) даже не упоминаются. А когда уже прочитаешь подробно описание отеля на Trip.com и поймешь, что он тебе подходит, то можно именно его и отыскать в том же WeChat. Иногда цена будет такой же, а в некоторых случаях она может быть чуть ли не в 2 раза ниже.
Итак, отели было решено искать на Trip.com, проверяя найденные варианты в WeChat и Alipay. Всю хронологию описывать смысла нет — было много вариантов с переносами, в том числе по причине отмены рейсов, но в итоге были выбраны следующие варианты.
19-21 апреля, Сиань. Как раз, тот случай (увы, единственный в нашей поездке), когда найденый в Trip.com вариант оказался на 3 тыс. рублей дешевле в WeChat. Был выбран отель 艾豪森Awake酒店(西安钟鼓楼骡马市步行街店). Самый центр города. Критерии простые — необходимо иметь пешую доступность к основным туристическим местам этой бывшей столицы Китая и непосредственную близость к метро для поездки к Терракотовой армии.
21-23 апреля, Чэнду. Отель PERFECT HOTEL. Тут изначально выбор пал на отель вблизи самого крупного торгового центра «Новый век», но потом был изменен тоже на центр города. Отсюда максимально близко ко всем основным достопримечательностям города. И метро практически рядом.
23 — 27 апреля, Чжанджадзе. Отель Jiuqi Zhangjiajie Yunqin Boutique Inn (National Forest Park Wulingyuan Biaozhimen) в непосредственной близости от входа в парк. Тут главным фактором выбора выступило максимально близкое расположение ко входу в парк. Деревня Улиньюань, недалеко от города — это как раз, и есть то самое место.
26-27 апреля, Чжанджадзе. Этот отель Violet Theme Inn (Zhangjiajie Tianmenshan Cableway Branch) возник не сразу, только после нашего решения последний день в Чжанджадзе посвятить посещению горы Tianmenshan. Сначала я хотел поехать на эту локацию из деревни, где мы будем жить, но потом рассудил, что добираться туда-обратно на такси не самое правильное решение. В результате, забронировали отель на сутки в непосредственной близости к канатной дороге. Сократить проживание на сутки в деревне Улиньюань уже не было возможности, так что просто отдали лишние 800 рублей ради возможности оставить чемоданы в в отеле пока будем совершать подъем. Дешевле, чем камера хранения + такси вышло.
27-28 апреля. Сиань. Последнее наше пристанище в путешествии Home Inn Huayi Selected Hotel (Xianyang Airport Konggang New City) . Мы возвращались из Чжанджадзе поздно вечером, даже можно сказать ночью следующего дня. Необходим был отель рядом с аэропортом, куда нас бесплатно доставят по прибытии. Этот оказался отличным вариантом 🙂
Таким образом, всё наше десятидневное проживание в Китае обошлось в 19433 руб. + 63$, или подводя к общему знаменателю, 25,5 тыс. рублей. Сравните с Сочи, как говорится 🙂
Транспорт
По поводу автомобиля в аренду вопрос не стоял от слова «совсем». В Китае не действуют международные права, и даже если какой-то хитростью вам удастся заполучить за немаленькие деньги авто от алчного китайца, то он тут же побежит в полицию и сдаст вас. Деньги останутся у него, ибо вам они в тюрьме не понадобятся. И это не шутка. За езду без прав там сажают! Не наш вариант 🙂
В Сиане и Чэнду хорошо развита сеть метро, поэтому пользоваться там такси нет никакой необходимости. Аэропорт, вокзал, отель… Все это расположено в непосредственной близости от станций подземки. Даже на Терракотовую армию решено было ехать на метро.
Вот замечательный сайт с подробной информацией по метрополитену всех китайских городов:
Стоимость проезда вполне сносная и зависит от расстояния. Например, самая дорогая поездка из аэропорта в центр города стоит 8 юаней (на тот момент около 100 рублей). В Чэнду цены такие же, так что продумать предстояло только один вопрос — как платить в метро. Немного забегая вперед, в тему денег, скажу что варианты с оплатой наличными или банковской картой (даже не российской!) были очень смутными и ненадежными. Ниже будет понятно.
Нормальное решение тут, по сути, одно — оплата по QR-коду в Alipay. В своем приложении Alipay вы регистрируете так называемые «проездные» для прохода в метро и в автобус (причем, для каждого города Китая они свои!), показываете автомату на входе и на выходе свой QR-код, и у вас со счета списываются деньги за поездку. По идее, наша «Тройка» — принцип такой же.
В качестве средства навигации по китайскому метро очень удобно использовать приложение Metroman China.
Там есть подробные схемы метрополитена по всем городам, построение маршрута со стоимостью поездок, расположение станций метро на карте. Работает даже в автономном режиме, надо только заранее схемы нужных городов скачать.
А вот, в Чжанцзяцзе и в Лешане нам нужно было такси. Там метро нет, а в Лешане еще и времени столько не предполагалось, чтобы на общественном транспорте перемещаться. Для Китая это совершенно не страшно — там не Москва, и цены на такси вполне лояльные. Километров сорок пути обойдутся чуть больше 1000 рублей на наши деньги.
С оплатой в такси также просто, как в метро. Вызываете их местный Яндекс, который называется DiDi. Его устанавливать специально на телефон не надо — клиент такси уже встроен и в Alipay и в WeChat. Там даже язык английский можно выбрать, а не иероглифы. Процесс заказа ничем не отличается от Яндекса и Убера. Когда приезжаете в конечный пункт, либо сразу оплачиваете в своем приложении (если в приложении это было «Taxi»), либо приходит сообщение с просьбой оплатить поездку в течение суток (если вы вызывали «Express» или «Discount»). Прямо со счета той платежной системы, откуда вызывали. Подтверждаете поездку и ву-а-ля! Кстати, во втором случае пока не оплатите последнюю поездку, следующее такси вызвать не удастся.
Как Вы уже поняли, вся финансовая жизнь Китая держится на 2-х слонах: AliPay и WeChat. Переходим к ним …
Деньги
Это, пожалуй, самый сложный этап приготовлений к поездке. И чем тщательнее к нему подойти, тем проще будет в самом путешествии.
Когда я только начал планировать наш китайский вояж, у меня не возникло и тени сомнения в том, что наша долларовая карта Union Pay узбекского банка станет надежным гарантом платежеспособности на всей территории Поднебесной. Уже через пару недель общения в чатах Телеграмм я понял, как ошибаюсь!
Китай — страна уникальная. Как только они стали самостоятельной во всех планах державой, то сразу отгородились от остального мира не только в плане информационном (Великий китайский файрволл, не дающий возможности использовать внутри страны Whatsapp, Telegram, Google, Facebook и многое другое), но и в плане финансовом. Единственная валюта, которую ребята признают, это их родной юань. Платежные системы VISA и Mastercard, хоть и не блокированы, но используются крайне редко. Даже их родной Union Pay в качестве платежного средства постепенно уходит на второй план. А колоссальное по скорости развитие технологий привело в настоящее время еще и к тому, что наличные деньги практически исчезли из обихода внутри государства. Китай почти полностью перешел на цифровые деньги.
На данный момент в стране есть две большие платежные системы: AliPay и WeChat. Если первая, это чисто средство платежей, то WeChat изначально создавался как национальный мессенджер, но со временем оброс таким функционалом, что теперь ни один китаец без него жить нормально не может. Это и средство общения, и средство платежа, и способ идентификации. Тут осуществляются практически все покупки жителей страны, тут бронируются билеты, снимается и оплачивается жилье, оплачиваются налоги, происходит запись к врачам и многое другое…
Что делает большинство туристов? Первый способ — взять с собой наличные юани, купив их у себя в стране. Почему у себя? Если приехать в Китай с долларами (про евро я молчу), то в крупных городах еще можно найти банк и поменять там «зеленые» на «цветные». А что делать в провинциях? Там никому нафиг не нужны эти доллары! При таком раскладе менять деньги по мере необходимости не получится. Надо либо с запасом, либо точно знать, сколько нужно. Оба варианта — так себе. Собственно, везти с собой юани тоже из этой оперы. Или их не хватит, или они останутся 🙂
Второй способ, который уже не для всех (я россиян имею ввиду) — брать с собой банковскую карту. Не нашу, конечно. VISA, Mastercard, Union Pay любой несанкционной страны (а разве, кроме нашей есть еще санкционные?) Оплатить что-то этой картой в Китае, даже когда она настоящая, не российская, получится только в очень крупных местах. На улице, в такси, в метро, в мелких магазинах вас отправят куда подальше. Можно с нее, конечно, снимать наличку. Но, это только там, опять же, где есть банкоматы. А они далеко не везде есть. Мы уже даже не берем во внимание итоговый курс, по которому такое снятие будет происходить. Это грабеж чистой воды. Да, и со снятой наличкой тоже могут возникнуть проблемы. В такси, например, ее просто не возьмут (ну, есть машины на улице, которые могут повезти за нал, но вызвать в большинстве случаев не удастся). В мелком магазинчике может просто не быть сдачи. А во многих кафе даже меню не будет — все только через приложение 🙂
Таким образом, мы переходим к третьему и основному способу — платежи через AliPay и WeChat.
На самом деле, это только на первый взгляд так страшно 🙂 Как происходит весь процесс? Скачиваете и устанавливаете на телефон приложения:
Сразу оговорюсь — WeChat для вас будет иметь смысл только при наличии банковской карты, которую можно будет туда привязать. Ну, понятно, что это не российская карта.
Далее, проходите процесс регистрации и идентификации личности. Процесс многоходовый, но достаточно линейный. Описывать его тут я не буду, поскольку и в Youtube, и в телеграмм-каналах по Китаю, которые я указал выше, можно найти множество подробных инструкций. Если понадобится моя персональная помощь — я не откажу. Мои контакты есть на этом сайте.
В итоге у вас будут два приложения (ну, или только Alipay) с «кошельком», который можно использовать для оплаты всевозможных услуг и товаров в Китае.
И там, и там к кошельку можно привязать банковскую карту. В Alipay это необязательно, если таковой не имеется.
Теперь самое главное. Если карта привязана к кошельку, то можно больше ничего не делать. Любые оплаты через AliPay и WeChat фактически будут списывать деньги с вашей карты. Если карта долларовая, то курс практически биржевой получается.
Что делать, если карты нет? Ничего страшного. В закрепе тех чатов, что я указал, есть ссылки на проверенных «менял». Вы отправляете человеку рубли на его российскую карту, а в ответ получаете юани на указанный вами кошелек. Все просто и быстро 🙂 Главное — пользоваться только проверенными людьми из чатов. Я использовал приложение Genext, которое легко найти в Google Play. По сути, это те же менялы, но красиво оформленные. Открываешь приложение, видишь курс, отправляешь на указанную российскую карту рубли. Минут через 10-15 видишь у себя в кошельке AliPay пополнение. Просто и удобно…
Итак, у вас есть юани в кошельке AliPay или WeChat. (ну, или кошелек пустой, но карта с деньгами привязана). Что дальше? А дальше все просто! Например, вы приходите в магазин, набираете лапши с водкой и идете на кассу. А там вместо того, чтобы путаясь в картинках, отсчитывать незнакомые вам юани, просто открываете свое приложение AliPay или WeChat и показываете кассиру код. Он его считывает, покупка оплачена!
Или хотите купить билет на поезд в соседний пригород. Открываете приложение, нажимаете на иконку поезда, выбираете маршрут, дату и время, и всё! Билет куплен, деньги списались.
Ну, про такси я уже упоминал. Тут без кошельков в принципе, не обойтись.
Неделя долгого и тщательного изучения вопроса, и я смог зарегистрировать и верифицировать AliPay и WeChat у себя на телефоне и AliPay у Ольки (ей он нужен был для оплаты метро, ибо одним кодом два прохода оплатить невозможно).
В результате всех этих мытарств мы имели AliPay, WeChat, карту VISA, карту Union Pay, ну и на всякий случай еще долларов наличных с собой 🙂 Береженного Бог бережет!
И вот, когда все вопросы с билетами, отелями и деньгами были решены, оставалась самая малость — получить визу.
Виза
В конце марта отправился в визовый центр Китая в Москве. Квест предстоял еще тот! Начитавшись в Телеграм страшных рассказов о диких очередях и злобных работниках, решил повторить подвиг почти двухгодичной давности с визитом в офис Турецких авиалиний, куда очереди тоже занимали с ночи, и поехал в ВЦ ранним-ранним утром, а точнее к 6-ти утра! Визовый центр расположен на ул. Василисы Кожиной, 1. Время работы: с 9.00 до 17.00. Записи нет.
Без четверти шесть я оказался 9-м!!! Передо мной сидели люди, прибывшие сюда в 4-5 утра 🙂 Седьмой, кстати, пришел в начале пятого, так что, немного я потерял.
Весь процесс состоял из нескольких этапов. Сначала потенциальные посетители выстраивались в порядке живой очереди перед закрытыми дверями с иероглифами (благо, внутри бизнес-центра) и терпеливо ожидали половины восьмого. В этот заветный час из дверей визового центра появлялся менеджер в сопровождении охранника, и они начинали раздачу так называемых, предварительных талонов, одновременно выгоняя их счастливых новоявленных владельцев на улицу, во внутренний двор. Там разворачивалась авансцена второго акта. Согласно полученным номерам, люди выстраивались в очередь, где должны были терпеливо дожидаться акта третьего, запланированного на 9 утра. Ближе к заветному часу очередь выглядела примерно так.
Но, как хороший спектакль никогда не начинается вовремя, так и время попадания в недра китайской бюрократии с расчетным никак не совпадало. Нарушали эту идилию многочисленные толпы «организованных» туристов и небольшие, но в достаточном количестве кучки коммерческих соискателей, чье финансовое положение позволяло не задумываться о заполнении необходимых документов и не стоять в очередях, а выложив от 15 до 20 тыс. руб. сверху, подойти ко входу за 15 минут до открытия, где их якобы незаметно для нас проводили в зал. Смех, да и только! По факту, та сотня человек, которая уже была внутри, когда я в первой же десятке рядовых посетителей попал в зал, абсолютно не создала никаких проблем. Они, видимо, сидели и ждали, когда за них все сделают их агенты, а те кучковались у отдельных окон и нисколько нам не мешали.
На входе в сам зал наши предварительные талончики меняли на основные, по которым уже и вызывали к окошкам.
Чудесным образом я из 9-го стал 11-м (видимо, кто-то просочился таки) и хотел было присесть в кресло, коих свободных вокруг было достаточное количество, но тут мой номер появился на табло рядом с номером окошка, куда необходимо было подойти. Меньше минуты время ожидания! Предварительные три часа ожидания дали свой результат 🙂
Документы проверяли не просто тщательно, а СУПЕРТЩАТЕЛЬНО. Я такое увидел впервые. Девушка сверяла и выделяла маркером наши с женой даты и фамилии во всех авиабилетах и бронированиях отелей! Скрупулезно сверяла их с планом поездки. Анкету читала так внимательно, как будто это было завещание Ротшильда в ее пользу, и ошибиться никак было нельзя. Впрочем, делала она это довольно быстро, и минут через десять я уже оплачивал в кассе визу и сервисный сбор.
Вообще, процесс подготовки необходимых документов происходил следующим образом. Сначала на сайте визового центра необходимо было заполнить анкету, куда прикреплялась электронная фотография. Затем, анкета распечатывалась, подписывалась заявителем и представителем (можно было подать документы за жену, что я и сделал) и прикладывалась к остальному пакету:
- Копия паспорта
- Справка с места работы или выписка из ЕГРИП
- Справка о доходах (которую сразу вернули, даже не взглянув)
- Выписка с банковского счета (не менее 100$ на каждый день поездки)
- Авиабилеты туда-обратно и внутренние, если есть
- Бронь отелей на все время пребывания (с именами туристов обязательно!)
- Страховой полис на все время поездки
- План поездки по датам и местам пребывания
Вот такая анкета получается после распечатки. И еще 8 страниц 🙂
С анкетой у многих вышел в то время очень неприятный казус. Я подавал документы 20-го марта, а 17-го числа они поменяли на сайте форму анкеты. Меня-то это не коснулось, т.к. заполнял я ее накануне, а многие пришли с распечатанной старой формой, ни сном, ни духом не ведая о внесенных изменениях. И тут им сказали, что принимать такие анкеты не будут, надо переделывать. Чудесным образом, правда, появился на улице волшебный вагончик, где за определенную сумму эту проблему оперативно решали 🙂 Но, нервы людям потрепали изрядно.
В итоге, что получилось? Приехал я в визовый центр в шесть утра, а вышел без четверти десять. Если не брать в расчет три часа пустого ожидания, то довольно быстро 🙂
По стоимости. Однократная туристическая виза обошлась в 2500 руб. Плюс сервисный сбор в размере 3800 руб., избежать которого в Москве и Санкт-Петербурге было невозможно. В Хабаровске, Владивостоке визу можно было получать в консульстве, а в столицах, увы, только через визовые центры. Как я уже сказал, многочисленные «помогалки» берут за свои услуги 15-20 тыс. руб. сверху. Они, правда, и анкету заполняют, но это уже совсем надо быть ленивым. Или неприлично богатым 🙂
Готовую визу забирал через пять дней. Эта процедура прошла практически без очереди. Приехал в визовый центр уже ближе к полудню, народу на сдачу документов было немеряно, но получение готовых паспортов заняло не более 15 минут. В результате всех этих мытарств, в наших паспортах появилась вот такая красивая картинка, дающая право на 30-ти дневное посещение Китая в течение ближайших 3-х месяцев.
Входные билеты на достопримечательности
И тут Китай удивил!
В результате изучения вопроса о посещении тех или иных примечательных мест в нашем путешествии выяснилось, что попасть во многие туристические места не так и просто. Оказывается, не везде можно просто прийти и купить билет. О, как! Поначалу, это казалось нелепым, но логика в этом все же есть. Например, стеклянный мост в Большом каньоне Чжанцзяцзе. Если бы сюда пускали всех, кто приехал, то мост банально мог бы не выдержать напора туристов. Китайцы подошли разумно к решению проблемы — вход на мост ограничен количеством людей в единицу времени. А в результате, это сводится к необходимости приобретать входные билеты заранее, пока есть квота. И это касается многих других мест. Подъемник на гору Тианмен, Терракотовая армия, площадь в Пекине, куда мы не поедем 🙂
Большинство входных билетов можно купить на том же Trip.com. За рубли, причем! Но, увы, не все. Например, билеты на Большого Будду в Лешане на Trip.com отсутствуют, а входной билет к пандам в Ченду и вовсе можно купить только из WeChat, в их официальном канале. С чем это связано, я понятия не имею, но это факт, который приходилось учитывать.
Нет, это не значит, что отсутствие у вас способа приобрести билеты OnLine вовсе лишает возможности посетить данный объект, но вероятность оказаться в ситуации, когда приехав на вожделенное место, вы услышите, что сегодня это нельзя, существует. А я очень не хотел такое услышать! Поэтому, оплачивать все запланированные визиты я решил заранее.
Для начала прошелся по Trip.com. Все, что там можно купить, было немного выгоднее WeChat или Alipay. Хоть, рублями платить, хоть долларами. Только по причине курсов, поскольку в юанях цена одинаковая везде.
Тут надо обратить внимание на один нюанс. Если на сайте Trip.com выбрать язык русский, то никаких билетов на экскурсии или достопримечательности вы не увидите. Они становятся доступными только на английском языке. Причем, валюту оставляем рубли, тогда оплачивать можно нашей картой. Вот такой пердимонокль!
На Trip.com я приобрел билеты на посещение Террактовой армии в Сиане (33$)
Билеты на 4 дня в парк Аватара в Чжанцзянцзе (5900 руб.)
Билеты в Большой Каньон и на стеклянный мост ()
и билеты на гору Тианмен в Чжанцзацзе (77$)
Билеты на Большого Будду в Лешане (160 юаней) пришлось покупать через WeChat, ибо больше их нигде не купишь.
И отдельная тема с приобретением билетов в заповедник панд в Чэнду (110 юаней). Тут все совсем сложно. На Trip.com и ему подобных билеты в чистом виде не продаются, только экскурсии втридорого. Чтобы купить именно билет за 55 юаней для входа в заповедник, надо из приложения WeChat отсканировать на их официальном сайте QR-код.
В результате вы попадете внутри самого WeChat в мини-приложение для покупки билетов. Надо выбрать дату, время, ввести паспортные данные и контактный номер телефона (не знаю зачем, но только китайский. Можно вводить любой, главное чтобы по формату прошел). И еще важно не ошибиться и купить билеты именно в главный парк, а не в Panda Valley, которая находится совсем не там. Все на китайском, но с переводчиком разобраться можно, а в итоге будут куплены билеты без наценки. Они, кстати говоря, самые странные из всех. То есть, их просто нет 🙂 Есть транзакция, подтверждающая покупку, и всё 🙂
Интересная особенность билетов в Китае. Ничего распечатывать и показывать не надо. Вход осуществляется по паспорту. Исключение в нашем путешествии только одно — гора Тианмен. Тут штрих-код надо показать в приложении. Остальное все в электронном виде, где-то в глубинах китайских баз данных.
Подводя итоги, скажу, что билеты на все достопримечательности вышли по стоимости 274$. Еще оставались всякие мелочи, типа вход на стену в Сиане и лодка в Лешане, но это уже только на месте, благо способы расплатиться имелись любые 🙂
Связь
И третий раз замечу, Китай — страна уникальная! Покупать тут местную симку затея весьма сомнительная. Дело в том, с местным интернетом будет недоступно практически всё, чем мы привыкли пользоваться дома. Whatsapp, Facebook, Telegram, Google… Великий Китайский Файрволл!
Все люди разные, но лично я без этих сервисов уже не могу обойтись. Соответственно, если купить местную симку (на 2 недели она обойдется туристу минимум в 150 юаней, если повезет. А то, и все 200), то необходимо еще будет пользоваться VPN, а это помимо дополнительных затрат еще и для многих сложности в установке и настройке. Но, даже мне, не испытывающему трудностей технического плана и имеющему этот самый VPN, вариант показался не очень хорошим. По крайней мере, на 10 дней.
Проанализировав ситуацию, я выбрал следующую схему. Входящие телефонные звонки у нас бесплатные, благодаря корпоративному тарифу от Мегафона. Нужен только трафик. Я выбрал Tele2. 5 Гб трафика (за глаза, если пользоваться только мессенджерами в мобильном варианте, а остальное в отелях через WiFi) стоят 2000 руб. По деньгам, та же симка местная, но для нашего роуминга VPN не нужен — все будет работать и без него. Это банально удобнее.
Одним словом, в этот раз решили обойтись без покупки сим-карты.
Собственно, на этом вся подготовка к путешествию была окончена. Впереди нас ждал незабываемый Китай и масса новых впечатлений.
Для статистики, финансовые итоги. Вся поездка на двоих до ее начала обошлась в 2550$. К этому должна была добавится стоимость питания и мелкие расходы на метро, такси и автобусы. Для сравнения, на весну 2024 года подобные десятидневные туры в Москве предлагались по цене от 2500$ с человека (не включая билеты на самолет)…
Впереди было томительное ожидание путешествия. Читать далее…
Если Вам понравился мой рассказ и Вы хотите быть в курсе новых историй, подписывайтесь на мой Телеграмм-канал, где я периодически выкладываю рассказы про все наши путешествия.