Фотоальбом: https://disk.yandex.ru/d/QeW0uEHAhbW7Fw
Находить новые места для путешествий с каждым годом становится все сложнее. Мы уже и объездили немало, и климат как-то постепенно меняется, оставляя на наши осенние октябрь-ноябрь не так много вариаций. Но, к счастью, шарик большой, и пока еще можно отыскать на нем укромные уголки, где не ступала нога Алексея и Ольги 🙂
В этом году выбор такого места пал на Африканский континент. В Африку мы влюбились еще во время нашего первого визита в Сенегал и Гамбию. Тогда, покатавшись по западному побережью, под впечатлением бескрайних просторов саваны и шума африканских городов, мы дали себе обещание обязательно сюда вернуться. И вот, пришла пора обещание это выполнять! На этот раз решили высадиться на восточном берегу черного континента, в колыбели всего человечества — Кении! Увлекательные сафари, бесконечные дороги и белоснежный песок кенийского побережья… Но, обо всем по порядку 🙂
Авиабилеты
По доброй традиции, следуя мудрости русских крестьян, готовящих сани летом, а телегу зимой, в конце мая я приступил к поиску авиабилетов. Выбор авиакомпаний и маршрутов в Найроби, столицу Кении достаточно велик. Практически все крупные авиаперевозчики сюда летают. Выбор-то богатый, но как говорится, на такой же кошелек. Из доступных вариантов предложений весной было только два (кстати, до осени ничего не поменялось в этом плане) — AirArabia и Ethiopian Airlines.
Первый вариант самый дешевый, особенно для тех, кто без багажа хочет лететь. Но, лоукостер, он на то и лоукостер — особого сервиса от него ждать не приходится. Тут и выбор мест за доп. плату, и багаж довольно дорогой, если его докупать, и самолеты, по отзывам летавших в них, не самой лучшей компоновки.
И вот тут нам несказанно повезло! Как раз, в мае месяце у эфиопов началась распродажа билетов на осень. Ценник получался замечательный, даже чуть ниже арабов на тот момент.
Плюс, у эфиопов было одно непереоценимое преимущество — возможность купить билеты непосредственно на сайте самой авиакомпании, минуя агрегаторов. Покупка билета у самого авиаперевозчика — это всегда большой плюс, ибо нет между вами никаких посредников, и все возникающие вопросы, в случае чего, решаются быстро и легко. А тут даже зарубежная карта не нужна (с недавнего времени валютой расчета у многих авиакомпаний стала валюта страны вылета, независимо от средства платежа). Регистрируешься на сайте, оформляешь заказ (там будет написано, что оплата в РФ невозможна, и она действительно невозможна, даже зарубежной картой, что по телефону подтвердила девушка из представительства авиакомпании), затем звонишь им в офис и сообщаешь номер полученной брони. Минут через 10-15 приходит письмо вот такого вида:
Оплата любой российской банковской картой, со всеми документами о произведенной транзакции. Да, тут есть небольшой нюанс — комиссия AviaCollect ( 1500 руб. с билета ), посредника, услугами которого вынуждена пользоваться сама авиакомпания для приема оплаты в рублях, как того требует российское законодательство. Но это единственный способ удаленно купить билеты непосредственно у Ethiopian Airlines., и к тому же, даже с учетом этой комиссии, результат получился неплохой, гораздо лучше, чем на Aviasales. И, да! Если, уж совсем «жаба давит», можно оформить заказ и поехать в московский офис авиакомпании, где оплату примут картой или наличными без комиссии 🙂
Сразу после оформления билетов появилась возможность совершенно бесплатно выбрать места в салоне на всех 4-х участках, что бывает не так часто. Эфиопы предоставляют такую услугу. Одним словом, покупкой билетов я остался доволен. И сервисом самой авиакомпании, и тем, что выбрал раннее бронирование. Дешевле до самого вылета они уже не стали, а как раз наоборот, только дорожали с каждым днем. Вот ценник на начало октября:
Источники информации
Это очень важный пункт перед планированием любого путешествия, а особенно такого экзотического. С одной стороны, информации для путешественников появляется все больше и больше с каждым днем, но с другой — отсеивать из этого обилия нужную и полезную становится тоже сложнее. Все хотят что-то продать 🙂 Эх, минули те добрые времена, когда Форум Винского помогал разобраться во всем!
Что сейчас есть по Кении? По сути, это всего два чата в Telegram:
От себя, по ходу рассказа, буду давать ссылки на контакты тех людей, что оказались полезными в процессе подготовки и путешествия.
Из важных сайтов, необходимых, пожалуй, любому самостоятельному путешественнику, надо выделить следующее:
- Посольство Кении в РФ
- e-Citizen — аналог наших Госуслуг. Билеты в парки, оплата парковки и т.д.
- Electronic Travel Authorisation — получение электронного разрешения на въезд
- SafariBookings — главный сайт в Кении по подбору и бронированию сафари
- AFRICA ROYAL TRAVEL — известное турагенство. Пользоваться не надо, но почитать можно.
Аренда автомобиля
Так случилось, что в последних наших путешествиях, по Юго-восточной Азии и Китаю мы обходились без аренды авто. Формат этих поездок и особенности стран не давали возможности насладиться самостоятельными переездами между городами, как это было, например, в Сенегале или Бразилии, и мы, честно говоря, даже соскучились немного по незнакомым дорогам и приключениям, которые на них ждут.
Кения в этом плане открывала перед нами широчайшие просторы для фантазии!
Каких-либо ограничений юридических для иностранных автомобилистов тут нет, обычные международные права, цены на прокат авто очень разнообразные, и каждый может найти вариант по вкусу и по карману. Единственным неудобством для кого-то может стать, пожалуй, левостороннее движение, но нас это не пугало — за плечами были сотни километров Маврикия и Занзибара.
Оставалось только решить, нужна ли нам машина на все время, или мы будем чередовать ее с другими видами транспорта. Тут необходимо небольшое отступление. Как происходит отдых в Кении у подавляющего большинства путешественников?
Первая часть — это разнообразные сафари по национальным паркам и заповедникам, которые могут быть организованы, как самостоятельно, так и путем приобретения готовых пакетов. И тут надо определиться с выбором до того, как решать вопрос передвижения по Кении. Если больше по душе второй вариант, то никакой транспорт на время этой активной части отдыха не понадобится — все сафари организовываются либо от отеля в Найроби, либо даже сразу из аэропорта (есть подобная схема и на побережье, только там парки другие будут). Если выбрать первый и колесить по национальным паркам самостоятельно, то естественно, нужен автомобиль. И, причем, не меньше полноприводного кроссовера. А лучше джип.
Вторая часть отдыха в Кении, практически у всех проходит на берегу. Ватаму, Диани, Момбаса… Все эти пляжные города расположены примерно в 500 километрах от столицы, и после окончания увлекательных сафари-прогулок по паркам туда надо добраться. Если не считать довольно дорогого авиаперелета внутренними линиями и почти такой же по стоимости поездки на такси, то остается только поезд или… автомобиль в аренду!
Примерно месяц понадобился мне на доскональное изучение этого вопроса. Проанализировав стоимость различных сафари, если покупать их готовыми, стоимость самостоятельного посещения различных парков, цены на аренду авто и бензин, стоимость трансферов и потенциальных билетов на поезда, и еще множество других мелких, но немаловажных факторов, мы решили путешествовать в этот раз на машине. Бюджет получался даже ниже, чем пользоваться такси и общественным транспортом, а самое главное, это давало возможность составить такой план поездки, который без автомобиля осуществить было бы просто нереально. И я приступил к поиску авто 🙂
Ничего в мире в 2024-м не поменялось, и аренда автомобиля через агрегаторы типа EconomyBooking по-прежнему, для россиян была невозможна. Карты там нужны кредитные, а все что имелись на руках их зарубежных, были дебетовыми 🙂
Оставался всего один, но проверенный путь — ищем на гугл-картах прокатные конторы с обратной связью, пишем туда и ждем ответа. Параллельно, смотрим какие-то контакты в кенийских чатах Telegram. Процесс довольно муторный, но других вариантов не было.
Сразу обозначился ценник за аренду машин. Небольшие автомобильчики типа Toyota Vitz или Nissan Note предлагались по цене 3000-4000 кенийских шиллингов в сутки. Что-то посерьезнее, SUV-ы: X-Trail или RAV4 — по 7000 шиллингов, за Prado хотели 12-15 тыс.
Необходимо было решать, какую машину выбрать, а это напрямую зависело от формата посещения национальных парков. Поговорив с теми, кто ездил на организованные сафари, с самостоятельными путешественниками и с теми, кто давно в Кении живет и сам иногда возит туристов, мы согласились на селфи-драйв лишь в одном месте — национальном парке Накуру, где перед самым входом можно было довольно недорого арендовать SUV или джип на время поездки. Все остальные визиты на сафари решено было осуществлять на их джипах и с их рейнджерами-водителями. Где-то от входа в парк, где-то из отеля (но, об этом чуть позже). Самым главным аргументом являлся тот факт, что крайне трудно одновременно ехать за рулем автомобиля, искать животных и при этом еще умудряться их фотографировать, ну или просто наслаждаться видами 🙂
Конечно, это было несколько дороже, чем просто купить билеты в парк и кататься там самостоятельно, но за то позволяло на все две недели ограничиться небольшим автомобильчиком вместо внедорожника, а сэкономленные деньги, как раз с большей пользой пойдут на оплату сафари.
Итак, выбор по машине был сделан. Оставалось найти арендодателя 🙂 Вспоминать всех, с кем пообщался на эту тему, никакого смысла нет. Приведу примеры лишь тех, кто сделал реальные предложения и всегда был на связи.
Компания Vismart Car. Whatsapp: +254 799 913533. Нашел их благодаря «наводке» девушки Лены из Кенийского чата (к сожалению, контакт свой она скрыла). Они с мужем брали у этой конторы Toyota Vitz — сказала, что все понравилось. Честно, «без разводов». Отвечали всегда оперативно. Предложили Nissan Note по 3000 шиллингов в сутки. Бесплатно получение/возврат в аэропорту. В результате, на них мы свой выбор и остановили. Сделал им предоплату 5000 шиллингов на М-песса в конце сентября и ждал, что все пройдет без сюрпризов. В ассортименте были и другие машины:
Компания Snow White Car. Whatsapp: +254 704 613546. Вышел на них по совету Виталия Сагинова, давно живущего в Найроби. Он дал номер какого-то турагентства, а те, в свою очередь, вывели на этих арендодателей авто. Отвечали всегда оперативно. Готовы были доставить автомобиль в аэропорт. Вот такие цены у них были на тот момент:
У этих ребят получалось 402$ за Mazda Demio на все 13 дней. Правда, получать и отдавать машину надо было в Westlands, а не в аэропорту. На всякий случай, я с ними тоже договорился. Без предоплаты, правда — сказал что напишу, когда прилетим. Вдруг, с Vismart что-то не так пойдет 🙂
В качестве альтернативы могу еще написать контакты двух фирм, с кем удалось переговорить, но чьи предложения не заинтересовали по причине более высокой стоимости. Тем не менее, они существуют и отвечают на обращения по Whatsapp.
Cabiz Car Rental (+254 780 420425) , Market Car Hire (+254 723 554283)
Таким образом, главный автомобиль для перемещения по Кении был выбран, оставалось найти машину в Накуру, на которой можно было бы поехать по парку.
Побеседовав с арендодателями по Whatsapp, я сделал вывод о достаточности для этих целей какого-нибудь Nissan X-Trail или Subaru Forester. На всякий случай, побеседовал в чате с человеком, неделю назад побывавшем в этом парке именно на такой машине. Все заверяли, что джип не обязателен, и я вынужден был согласиться 🙂
Найти автомобиль в Накуру оказалось намного проще, чем в Найроби. Из десятка потенциальных контактов откликнулись сразу трое. Причем, один попросил предоплату за неделю, второй — за пару дней, а третий, вообще согласился без предоплаты, просто предупредить его надо было за день 🙂
- Toke Car hire services — +254722394324 Nissan X-Trail: 7000 (оплатить за день на М-песа)
- Crown Safaris — +254728051359 Subaru Forester: 8500 (оплатить за неделю: 0703669321-Derrick Musasa)
- NAKURU CITY CAR HIRE — +254725660154 Nissan X-Trail: 8000 (оплата заранее не нужна. Предупредить за день )
Вот, собственно, на этом все вопросы передвижения во время отдыха были решены. Машинку должны были пригнать в аэропорт, там же забрать в последний день. В Накуру мы пересаживались на внедорожник на один день и спокойно ехали в парк. Все поездки на берег, обратно и вдоль него не требовали ни такси, ни поездов, ни привязки ко времени. Бензин и немного удачи!
План поездки. Билеты в парки.
Теперь, когда вопрос с перемещениями по стране был решен, можно было переходить к детальному планированию отдыха.
Что из себя представляет Кения? Небольшая страна на востоке Африки с береговой линией в 500 км. и уходящая вглубь материка чуть больше, чем на тысячу. Популярностью у туристов она пользуется, в первую очередь, как одно из 2-х главных мест для сафари (еще Танзания) и возможностью совмещения отдыха активного с отдыхом пляжным. Практически все путешественники, прилетающие сюда, сначала смотрят богатую фауну, путешествуя по многочисленным национальным паркам, а затем едут на берег, на белоснежные пляжи Ватаму и Диани.
Придумать какой-то другой формат сложно, да и нет никакой необходимости. Оставалось только выбрать те места, которые можно было успеть посетить за короткие две недели нашего отпуска 🙂
Национальных парков в Кении довольно много:
А еще есть заповедники …
И парки, не являющиеся государственными. Такие как Maasai Mara и Ol Pejeta.
Выбор, как видите, огромный. Даже меньшую их часть за одну поездку посетить невозможно, так что пришлось делать нелегкий выбор. И учитывать необходимо было не только привлекательность тех или иных мест, но и их стоимость 🙂
Изучение вопроса я, как большинство путешественников, впервые отправляющихся в Кению, начал с самого знаменитого места (не являющегося, кстати, национальным парком) Maasai Mara. Этот заповедник на юго-западе страны является северным продолжением Национального парка Серенгети в Танзании. Масаи-Мара славится большим количеством обитающих в нём животных, а также ежегодной миграцией гну, проходящей в сентябре и октябре. Собственно, в первую очередь, миграция привлекает сюда огромное число туристов со всего мира. Зрелище, безусловно, завораживающее, судя по фото и видео в Сети, но…!!!
Во-первых, для наблюдения этого явления лететь в Кению надо не позже начала октября. А лучше, вообще в сентябре. С нашим графиком это невозможно. Во-вторых, жуткая популярность этого знаменитого места сделала его настолько дорогим последнее время, что уже далеко не каждому это по карману. До 1 июля 2024 года входной билет в Maasai Mara на один день стоил 100$, что само по себе не мало. С учетом того, что турист проводит там минимум 2 дня, входная плата увеличивается тоже вдвое. А с 1-го июля ценник был поднят еще в ДВА РАЗА! Таким образом, только за вход летом 2024 года необходимо было выложить 400 баксов!!! Формат этого заповедника не подразумевает его самостоятельное посещение. Только в составе сафари-группы или с индивидуальным гидом-рейнджером. А это еще деньги! Плюс, практически все программы в Maasai Mara составлены так, что там посетители проводят 2 ночи, а значит питание и проживание. Все это привело к тому, что увиденные нами в мае-июне цены на бюджетное 3-х дневное сафари в районе 360-380 долларов, с которыми уже готовы были смириться, с июля превращались в 600-650 с человека! И это одна из самых недорогих туркомпаний Кении Lenchada Safaris. Что, уж говорить про более комфортные варианты!
Немного подумали, поговорили с людьми из чатов и решили составлять план путешествия без посещения этого помпезного места.
Ну, первый день по прилету в Найроби (точнее, полдня всего), конечно же посвящался организационным вопросам. Машина, деньги, симка… Приключения должны были начинаться на следующее утро.
Первое, куда обязательно хотелось попасть, это озеро Найваша. Конечно же, из-за бегемотов 🙂 Там у них пастбище ночное! Всю жизнь мечтали увидеть этих грациозных животных на берегу и в дикой природе! Надеемся, что нам повезет.
Там, на озере в наши планы входила прогулка на лодке, ночь на берегу, в компании милых бегемотов и отправление ранним утром в следующее место — заповедник Ol Pejeta.
Ol Pejeta — это частный заповедник, незаслуженно обделенный вниманием туристов. Те, кто тут бывают, в восторге. Те же животные, что в разрекламированной Маре, но гораздо дешевле и спокойнее. Единственное место в мире, кстати, где с 19 марта 2018 года осталось только две самки Северного белого носорога. Обе самки принадлежат зоопарку Двур-Кралове в Чешской Республике, но живут в заповеднике Ol Pejeta и круглосуточно охраняются вооруженными охранниками. А еще там живет слепой носорог Барака, которого можно погладить, когда у него хорошее настроение 🙂
Для посещения Ol Pejeta мы решили купить сафари «от входа» непосредственно у них на сайте (общался с ними по почте, оплатил картой зарубежной). Взяли джип с рейнджером на 4 часа и еще одну активность под названием Lion Tracking. Должно быть интересно.
Следующим местом для сафари был выбран национальный парк Накуру. Сюда, для разнообразия, решили поехать самостоятельно, но не на маленькой машинке, как я уже писал, а взять внедорожник непосредственно в городе. Билеты в Накуру, как и во все другие национальные парки необходимо покупать онлайн на сайте Kenya e-Citizen. В большинстве парков, как рассказали бывалые туристы, касс просто нет. Для подтверждения сего факта я, на всякий случай задал вопрос администрации и получил тот же ответ — билеты надо купить заранее.
А вот, с оплатой за въезд автомобиля иначе. Теоретически, при покупке билета в парк указываешь регистрационный номер транспортного средства, и к стоимости входа добавляется плата за въезд. Но, номер машины до того, как возьмешь её в аренду, неизвестен. Адресовав это вопрос арендодателям авто в Накуру, я получил ответ, что оплатить въезд машины в парк можно, и даже нужно, на месте. Так что, билеты в парки на официальном сайте приобретал без указания транспортного средства.
В Накуру спланировали приехать часам к 10 утра, чтобы не совсем поздно было возвращаться потом в Найроби.
На этом наши северные путешествия по Кении заканчивались, и на следующее утро мы должны были отправиться на побережье.
Первым местом пляжного отдыха был выбран городок Ватаму. По многим фото- и видеообзорам именно он и Диани заслуживают наибольшего внимания на всем кенийском берегу. Там мы запланировали провести 4 дня, посетив две небольших местных достопримечательности: Ruins of Gedi и Hell’s Kitchen,
а после двинуть на юг, к пляжам Диани , по дороге посетив знаменитый Холлер-парк.
Отсюда, с Диани было запланировано еще одно сафари — в парк Tsavo East. Туда мы тоже решили не ездить самостоятельно, т.к. на джипе интереснее, а цена по всем остальным меркам была вполне адекватной. Купили это пакет заранее у фирмы Eastern Vacations за 360$.
В оставшиеся дни на побережье нас ожидали визит к бушбеби, снорклинг и возможно, что-то еще 🙂 День накануне вылета в Москву посвящался обратной дороге с берега в Найроби.
Ну, а в качестве «вишенки на торте» в последний день нами были запланированы посещение Национального парка Найроби , т.к. без его посещения невозможно попасть в Центр реабилитации слонят и Жирафф-центра. Правда, примерно за неделю до поезди Национальный парк решено было вычеркнуть из нашего плана. Диалог с арендодателями нашего маленького автомобиля убедил меня в несостоятельности плана использовать его для сафари, пусть даже в городском парке 🙂 Однако, это решение не избавляло от необходимости приобретения входных билетов в Национальный парк, ибо они нужны для посещения питомника слонят.
Кстати, если в Национальный парк билеты покупаются на сайте Kenya e-Citizen , а в Жирафф-центр на месте, то визит к слонятам надо планировать заранее. Посещение этого места происходит исключительно по предварительной записи и за наличный расчет (20$ с человека). Вам надо обязательно получить от них по почте приглашение.
Собственно вот такая программа была запланирована. Почти 2500 км. по Кении, несколько заповедников и национальных парков… Нам оставалось только надеяться, что все в ней срастется и сбудется 🙂
Отели
В этом вопросе в Кении без сюрпризов. Booking и Airbnb в состоянии обеспечить любые запросы. Кстати, непонятно, почему Agoda в этой стране не работает, но это факт.
Отелей и апартаментов у нас в этот раз получилось аж 7 штук!
25-26 октября. Апартаменты в Найроби, в центре. Тут надо было переночевать одну ночь, а перед этим решить несколько организационных вопросов — снять деньги с карточки, купить местную симку и т.д. Решили после тяжелого перелета «шикануть» и взяли на Airbnb за 56$ хороший номер с бассейном на крыше.
Whatsapp хозяйки: +254 112493149
26-27 октября. Кэмпинг на озере Найваша. Найти его удалось благодаря какому-то ролику на Youtube, где рассказывалось о самом паломническом на этом озере месте — Fisherman’s Camp Naivasha. С трудом отыскал контакты в Интернет, связался с хозяином по Whatsapp (+254 726 870590) и забронировал бунгало на одну ночь. Обошлось в 4000 шиллингов, которые отправил ему по М-песса.
27-28 октября. Небольшой отель в городе Наньюки, где необходимо было переночевать одну ночь после сафари в Ol Pejeta. Тут без понтов, но с маленьким бассейном 🙂 Отель Arabel Studio за 19$.
Whatsapp хозяйки: +254 727 949049
28-29 октября. Следующее наше пристанище на одну ночь в Найроби. Перевалочный пункт перед переездом на побережье. Подобных апартаментов в районе South B много. Именно эти, как и сам район, я выбрал исключительно по совету опытного путешественника из кенийского чата Романа Зайчика. Он сам останавливался там на неделю, и ему очень понравилось. CONVENIENT apartment за 17$ по описанию понравились и нам 🙂
Whatsapp хозяйки: +254 711 863672
29 октября — 2 ноября. Наше первое место на берегу. Этот коттедж в Ватаму я нашел на Booking, он оказался существенно дешевле аналогичных предложений, и даже себя самого, на Airbnb. Watamu Beach Cottages за 286$ на 4 ночи — это очень хорошее предложение на одном из лучших пляжей Кении.
Whatsapp хозяина: +254 728 986066
2-6 ноября. Следующее место отдыха, на пляже Укунды, в Диани было забронировано на Airbnb. Тут этот вариант оказался выгоднее букинга. Прекрасные апартаменты Bahari Beach Front Apartment в жилом комплексе Golden Sand Resort предлагались за 178$ на 4 ночи.
Whatsapp хозяйки: +254 701 382846
6-7 ноября. Последняя ночь в Найроби перед вылетом в Москву. Решили не мудрствовать и забронировали те же апартаменты CONVENIENT apartment в South B, что и 28-29 октября. А так как, в аэропорт выезжать надо было часа в три дня, то бронировать пришлось на 2 ночи: 6-8 ноября, заплатив за это уже 34$.
Визы
Виза российским туристам для поездки в Кению не нужна. Однако, не зря многие государственные деятели этой страны когда-то учились у нас. Даром те уроки не прошли, и хитрости они понабрались немало. Как один из результатов — замена визы электронным разрешением ETA, не имеющим такого громкого названия, но обладающим вполне ощутимой стоимостью 🙂
Электронное разрешение ETA Kenya оформляется заранее на одноименном сайте. Только онлайн и с оплатой картой (российские, естественно, не работают).
Можно, также воспользоваться официальным (кстати, русскоязычным) приложением Kenya ETA. Там даже удобнее всё оформить, т.к. при заполнении анкеты используется сканирование чипа в паспорте, и большая часть информации попадает в систему автоматически.
Перед заполнением анкеты на получение разрешения на въезд необходимо запастись документами, которые потребуется либо указать в анкете, либо прикрепить их туда: авиабилеты туда-обратно, бронирования всех отелей, ну и конечно, действующий паспорт. В приложении или на официальном сайте заплатить придется 35$ (с учетом небольшой комиссии системы) за каждого туриста. Тем, у кого нет зарубежной карты для оплаты, приходится хуже — разные агенты просят от 50 до 70 долларов за свои посреднические услуги.
Примерно через пару дней после подачи заявки вы получите по электронной почте или в приложении вот такие документы, которые необходимо распечатать и предъявить на границе.
Связь
Ну, тут практически, без вариантов. Наши корпоративные тарифы Мегафон в Кении никаких приемлемых условий не предлагали. Связь дорогая до безумия, опций никаких нет, так что приняли решение включить переадресацию всех входящих звонков на номер Tele2, где можно включить опцию «Разговоры без границ», предоставляющую за 5 рублей в день все входящие звонки по 5 рублей за минуту, а исходящие по 45 (ну, это совсем на всякий случай). Обе симки (Мегафон и Tele2) решил поставить в дешевый телефончик Nokia, специально для этого купленный, т.к. нужны они будут только для звонков и СМС из банков. Телефончик невзрачный, кнопочный… Внимание шпаны не привлечет, да и на одной зарядке долго продержится.
Для доступа в Интернет в Кении никаких финансово-приемлемых вариантов кроме местной симки не существует. Оператор, по сути, там один — Safaricom (есть еще Airtel и Telkom, но они намного мельче и конкурентами не являются). Тарифы на связь достаточно лояльные. На сайте, почему-то указаны только эти, но по утверждениям тех, кто покупал там симки, за 1000 шиллингов вы получаете 10 Гб. трафика.
Оформлять договор и покупать сим-карту опытные путешественники советуют в салоне связи, в городе. В аэропорту, конечно, тоже можно, но если там в спешке что-то напутают, то потом все равно, в салон идти 🙂 Поэтому, нужна была какая-то связь на первые полдня по прилету. Анализ роуминговых предложений наших мобильных операторов разнообразием не балует. У всех всё плохо 🙂 Только Билайн что-то более-менее съедобное предлагает.
На том и остановил выбор. Возьму билайновскую симку на первый день, а потом спокойно будем пользоваться местным Интернет от Safaricom.
Деньги
Абсолютно неотрывно от мобильной связи Safaricom в Кении существует система платежей. Тут, практически как в Китае, очень не любят наличку, а карты работают далеко не везде. По образу и подобию китайских Alipay и WeChat ,кенийцы используют повсеместно свою собственную: M-pesa
Это мобильный кошелек, привязанный у вашей сим-карте от Safaricom, которым можно пользоваться не только на смартфоне, но даже на обычном кнопочном телефоне без подключения к Интернет, и на который вы можете положить наличные деньги в многочисленных пунктах оплаты, поменять доллары или евро в банках и обменниках, и что самое важное для нас — получить перевод от другого физ. лица! Почему это так важно? А потому, что открывает возможность самостоятельного пополнения кошелька из рублей посредством криптовалютной биржи Bybit! Всё даже проще, чем в Китае с их Alipay 🙂 Покупаем P2P за рубли USDT, а потом через тот же P2P эти USDT продаем за кенийские шиллинги с выводом на кошелек M-pesa. Вуа-ля!!! 10-15 минут, и рубли с вашей карты превращаются в шиллинги на вашем кошельке 🙂
Какими еще способами воспользоваться, если такая схема не вызывает у вас оптимизма и кажется слишком сложной? Ну, во-первых, можно обратиться к посредникам, коих в кенийских чатах найти несложно. Вот контакты некоторых из них (услугами Андрея я, даже воспользовался для оплаты проживания в Найваша, когда еще не разобрался с Bybit и не мог это сделать самостоятельно)
- Андрей: +7 983 144-58-22, Whatsapp (переводы в Кению, экскурсии)
- Антон: +7 918 599 6959, Telegram (переводы, вопросы по Кении)
- Михаил: https://t.me/michael_travel_exc, Telegram (обмен денег, переводы)
Банковская карта зарубежных банков. Ну, понятно, что у кого она есть. В банкоматах банков снятие наличных происходит без комиссии с их стороны. Только комиссия вашего банка. Во многих крупных магазинах, в отелях и даже в некоторых парках ей можно расплачиваться. К аккаунту в Uber и Bolt ( это агрегаторы такси ) ее можно привязать, если такси планируете пользоваться. Ну, в целом, как и в других африканских странах.
Наличка. Этот пункт никто и нигде не отменял 🙂 Единственное, что надо иметь ввиду, долларовые купюры старого образца (без фиолетовой полоски) обменять в Кении будет очень сложно. В лучшем случае, по плохому курсу, но и такие места придется поискать.
Что касается налички в кенийской валюте, то многие путешественники рекомендуют ее не использовать. Сразу класть на кошелек M-pesa. Это, во-первых, избавит от проблем со сдачей, которой ни у кого, обычно, нет, а во-вторых, сведет практически на ноль вероятность кражи у вас ваших денег. Тоже фактор немаловажный.
По идее, на этом все вопросы подготовки нашего путешествия были детально проработаны. Несмотря на сложность запланированного маршрута, организационные моменты этой поездки оказались даже несколько проще, чем Китай весной. Оставалось надеяться, что на практике всё пройдет также гладко, как на бумаге 🙂
Безусловно, подводить финансовый итог до начала путешествия рано, но некоторые цифры, которые уже сформировались, можно привести (для удобства, в долларах):
- Авиаперелет — 1400$
- Аренда автомобиля — 262$
- Бензин — 300$
- Визы — 70$
- Проживание — 620$
- Билеты в парки (уже оплаченные) — 970$
- Мобильная связь — 10$
Итого: 3632$. Что сюда не входит? Питание, алкоголь, текущие расходы, сувениры… Как-то так 🙂
Если Вам понравился мой рассказ и Вы хотите быть в курсе новых историй, подписывайтесь на мой Телеграмм-канал, где я периодически выкладываю рассказы про все наши путешествия.