Идея посетить далекий и загадочный Мадагаскар витала в наших головах достаточно давно. Идея не из дешевых, поэтому из года в год она уступала место реалиям и продолжала оставаться мечтой. Не сказать, что в этот год сильно снизились цены на перелеты, но относительно других направлений, доступных нам в ноябре, они несколько сравнялись с желанным африканским островом, и выбор, в результате, пал на этот вариант.
Чем хорош Мадагаскар? Безусловно, в первую очередь, это лемуры — удивительные существа, проживающие только тут. Именно на них посмотреть и слетаются со всего мира многочисленные толпы туристов. Лемурообразные встречаются только на Мадагаскаре и на Коморских островах, так что, не увидеть это чудо казалось совершенно непростительным 🙂 Ну, и теплый Индийский океан, омывающий остров со всех сторон, обещал разбавить культурную программу ленивым пляжным отдыхом.
Едва вернувшись из Испании, я сразу приступил к изучению нюансов осеннего путешествия. Сценарий был стандартным: билеты, жилье, транспорт, экскурсии. Итак, по порядку, но сначала небольшое отступление об источниках информации, коих оказалось совсем мало в этом экзотическом направлении.
- Телеграмм-канал Мадагаскар Чат TravelAsk — единственный канал в телеге, который удалось отыскать
- Яна — довольно общительная девушка, побывавшая на Мадагаскаре в начале 2025-го года. Мой первый контакт. Рассказала довольно много в подробностях о своей поездке. Порекомендовала те самые отели на востоке, которые мы потом и выбрали
- Сергей — специалист по Nosy Be. Отдыхает там почти каждый год на одной и той же вилле. Знает Нуси вдоль и поперек. Очень много советов по отдыху на близлежащих островах.
- Алексей — самый ценный источник информации по Мадагаскару. Живет давно на главном острове, знает практически все тонкости местных укладов. Охотно делится информацией, причем довольно развернуто. Имеет свои блоги по теме Мады на Youtube и в Tik-Tok
- Немало полезного узнал, также, от двух наших путешественников по ходу их поездки в октябре. Евгений и Ольга скооперировались по прибытию на Мадагаскар и с удовольствием делились своими рассказами и впечатлениями.
Пожалуй, все. Никаких форумов, сайтов, несущих полезную информацию, я больше отыскать не смог. Такая вот таинственная страна 🙂
Авиабилеты
Первым делом, конечно, необходимо было решить транспортный вопрос. Как оказалось, вариантов для россиян не так уж и много.
Дорогущий Emirates, сложный маршрут через Баку с дальнейшим перелетом Кенийскими авиалиниями с еще одной пересадкой, недоступный нам по политическим и экономическим мотивам AirFrance, ну и «наше всё» — Эфиопские авиалинии, уже знакомые нам по прошлогоднему визиту в Кению!
Аналитика прошлогодней покупки билетов у эфиопов подсказывала, что ждать каких-то распродаж смысла нет, ибо с каждым днем цены на перелет плавно, но уверенно растут. Бывают у них иногда акции, но почему-то, обычно нужное нам направление никогда в список халявы не попадает 🙂
В итоге, билеты Москва-Антананариву-Москва были куплены 27 июня за 97 тыс. рублей на человека.


Как и в прошлом году, покупка у Эфиопских авиалиний была невозможна онлайн и происходила в два этапа. Сначала на официальном сайте бронируется билет, а потом по электронной почте (ethiopianairlines_ru@aviareps.ru) или по телефону (+7 (495) 937-59-45) номер бронирования сообщается российскому представительству авиакомпании, в ответ на что, они присылают ссылку на оплату российской картой. Не без комиссии, конечно, но за то это билет, купленный у самой авиакомпании, а не у какого-нибудь Авиасейлс.

Но, это было еще не всё! Первоначальный план предусматривал 4-х дневное путешествие по основному острову (как раз, те самые лемуры в разных парках) с дальнейшим перелетом на Nosy Be, где сосредоточен главный пляжный отдых Мадагаскара, и 1 ноября, после поездки по паркам, мы планировали улететь Мадагаскарскими авиалиниями на теплый океан. Не было бы счастья, да несчастье помогло, как говорится…
Сначала мне не удалось купить билеты на сайте Мадагаскарских авиалиний. Удивительно, но факт — ни одна из моих банковских карт (казахская и узбекская) не принималась к оплате. И, как оказалось, крупно повезло! По странному стечению обстоятельств, именно в тот момент в мадагаскарском чате стали появляться рассказы путешественников об отменах и задержках рейсов внутренних перелетов. Поставив покупку билетов «на паузу», я приступил к изучению вопроса.
Оказывается, рейсы между городами Мадагаскара довольно часто переносят на сутки, если самолет полупустой. Объединяют со следующим. И таких повествований при поиске по чату нашлось довольно много. Моя схема теперь не очень хорошо работала — если улететь на Nosy Be еще можно было на сутки позже запланированного, потеряв при этом день отдыха, то возвращаться оттуда к нашему международному рейсу было бы весьма рискованно. Это значит, еще один день в запас закладывать, чтобы домой наверняка вернуться. И тут в голову пришла гениальная идея — а если после прилета в Антананариву сразу полететь на Нуси? Ну, отменят рейс — дадут отель бесплатный до следующего дня, а то и утра (рейс же не один). А обратно возвращаться ночным рейсом, за день до поездок по паркам. Всё намного гибче получается. В самом худшем случае (опять же, в результате переноса) прилететь утром следующего дня и сразу отправиться в вояж. Ну, а если всё пойдет по плану, как говорил Егорка Летов, то будет целый день в столице!
Одним словом, хорошо, что не смог купить билеты! Теперь их надо было искать на другие даты: 26-го, в день прилета из Аддис-Абебы на Nosy Be, а 5 ноября возвращаться оттуда в Тану. Тут ожидал приятный сюрприз. Во-первых, билеты на эти дни оказались дешевле, а во-вторых, присутствовал ночной обратный рейс, позволявший не оплачивать лишние сутки в отеле на берегу.
Однако, без нюансов не обошлось. По-прежнему, купить билеты на сайте авиакомпании не получалось, так что пришлось, к своему неудовольствию, воспользоваться одним из наших агрегаторов. Выбрал Авиакассу, т.к. у них какая-никакая страховка от задержки рейса предлагалась. В 51 тыс. рублей обошлись со всеми страховками (на сайте авиакомпании удалось бы сэкономить тысячи 2-3). Почему-то, итоговые билеты, открывавшиеся по номеру бронирования у авиаперевозчика, были в чешских кронах :)))

Совсем недешево стоят внутренние перелеты! Но, это туристический Мадагаскар — тут вариантов нет. Если только, по земле 3-4 дня на маршрутке 🙂
Итак, фактически за два дня билеты были куплены и костяк маршрута сформирован:
- 25.10-26-10 — перелет из Москвы в Антананариву
- 26.10 — перелет на Nosy Be
- 27.10 — 4.11 — отдых на Nosy Be
- 5.11 — перелет с Nosy Be в Антананариву
- 6.11-9.11 — путешествие по главному острову
- 10.11-11.11 — возвращение в Москву
Итог по стоимости: 197 тыс. руб. (международный перелет) + 51 тыс. руб. (внутренний) = 248 тысяч за двоих. Принимаем как факт 🙁
Какие нюансы по поводу авиабилетов хотелось бы упомянуть…
Международный перелет эфиопами подразумевает бесплатный выбор мест в салоне сразу после покупки билета. Но, тут есть «подводный камень»…
Дело в том, что мне, как участнику программы лояльности доступны некоторые привилегии, а именно при выборе места в самолете соседнее бронируется системой как недоступное вплоть до заполнения салона, когда оно уже может быть кому-то назначено. Я этого не знал и выбрал для себя и для Ольки соседние места в среднем ряду (ну, любим мы так летать — не надо никого тревожить, когда в туалет собрался). Система сбойнула и места Ольке не дала. Я позвонил в авиакомпанию в надежде, что они помогут разрешить эту неурядицу. Девушка из Эфиопских авиалиний, видимо, тоже не до конца понимала алгоритм и свято верила, что помогла — она вручную назначила места, которые даже высветились у меня в бронировании. Подвох всплыл месяца через два, точнее я его тогда заметил. Ненароком просматривая бронирование в середине сентября я обнаружил, что вместо выбранных мною мест на 23-м ряду мы сидим теперь на 53-м!!! Звоню опять в авиакомпанию и прошу объяснить такое странное поведение искусственного интеллекта. Очередная представительница эфиопов оказалась более осведомленной 🙂 Оказывается, система заметила, что моя спутница сидит «без места», а кресло рядом со мной недоступно для выбора, и пересадила нас рядом, считая что хвост самолета самая лучшая для этого локация 🙂
Вдвоем с девушкой Лейлой из авиакомпании нам, все же, удалось победить эту тупость! Она предложила назначить мне место D, а моей спутнице место H, оставив между нами пустое кресло, которое система будет охранять «до последнего» 🙂 Сработало! В результате, мы оказались на всех 4-х сегментах перелета в 23-м ряду, посредине. Между нами — свободное кресло, которое не факт, что будет занято. Человеческий мозг пока не победить никакому ИИ 🙂

Следующий момент, который необходимо учесть, касается внутренних перелетов. Надо помнить, что требования к багажу и ручной клади у Мадагаскарских авиалиний немного отличаются от правил Эфиопских авиалиний. Тут дозволено несколько меньше, увы.


И самое главное, что по многочисленным рассказам путешественников, контроль довольно жесткий. Так что, думайте заранее, как распределить свой скарб, иначе придется доплачивать 🙂

Ну, собственно, вся необходимая информация для перелета была собрана, оставалось только надеяться, что все пойдет по плану. И с этим, как раз, возникли серьезные проблемы…
25 сентября 2025 года сотни возмущённых частыми отключениями электроэнергии протестующих вышли на улицы столицы страны Антананариву и перегородили их камнями и подожжёнными шинами. Также начались грабежи магазинов и банков, были подожжены станции фуникулёрной дороги, а также совершены нападения на дома трёх политиков, близких к президенту страны Андри Радзуэлине. Власти ввели комендантский час.
Казалось бы, нам что с того? Ан, нет — аукнулось. Многие рейсы в столичном аэропорту были отменены или перенесены в первые дни беспорядков. И если с нашим дневным прилетом в Антананариву еще худо-бедно было понятно (Эфиопы продолжали летать исправно, по расписанию), то дальнейший путь на Nosy Be местными авиалиниями накрывался жирным таким знаком вопроса. Все рейсы после трех часов дня отменялись или откладывались. Летали местные самолеты только с утра до обеда. Что нам предстояло, было совершенно неизвестно. Конечно, впереди был целый месяц, но месяц этот обещал оказаться самым нервным за последние годы. Каждый день читали новости Мадагаскара! За московскими новостями так не следили никогда 🙂 Плюс, рассказы тех наших туристов, кто оказался там в эпицентре событий. Кому-то отменяли рейсы, кто-то вынужден был менять свои планы и вместо осмотра достопримечательностей столицы сидеть безвылазно в отеле, некоторые даже для перестраховки меняли билеты заранее. Впрочем, оптимизм русских людей, как всегда оказался на высоте — большинство тех, кто собирался туда в эти дни, все таки полетели. В неизвестность 🙂 Благо, всё обошлось!
Мятеж в Антананариву начался 12 октября 2025 года, когда после продолжающихся несколько недель протестов на Мадагаскаре Армейский корпус административного и технического персонала и служб (АКАТПС) Вооружённых сил Мадагаскара отказался выполнять приказы правительства Андри Радзуэлины и призвал остальных военных присоединиться к протесту, прежде чем захватить столицу Антананариву, встретив небольшое сопротивление. Позже в тот же день председатель Сената Ришар Равалуманана был отстранён от должности, а кандидатура АКАТПС на должность главы вооружённых сил была принята гражданскими властями. 13 октября президент Андри Радзуэлина бежал с Мадагаскара, отказавшись уйти в отставку.
И вот с этого переломного дня мы, наконец-то, немного выдохнули. Ситуация начала стабилизироваться понемногу, вновь открывались магазины, банки, АЗС и прочие объекты инфраструктуры (опять же, по сообщениям тех, кто там находился), возвращался к нормальному графику и столичный аэропорт. Не сразу, конечно, но к 23-му октября, за три дня до нашего визита, в расписание и на табло вернулись вечерние рейсы внутренних авиалиний, а наш за несколько дней до этого даже перенесли с 18.20 на 19.00, что было совсем непринципиально.
Одним словом, октябрь в этот раз выдался не из легких 🙂 Более-менее выдохнул лишь за день до вылета из Москвы, когда в прошлые сутки вечерний рейс на Nosy Be отправился вовремя, и на последующие два дня он тоже был запланирован. Увы, не надолго выдохнул. Не успел вдохнуть, как вновь пришло уведомление об изменении. На этот раз, принципиальное и весьма печальное — рейс переносили на 9.40 утра, и попасть на него не имелось никакой возможности. Первый раз в жизни столкнулись с таким! По правилам тарифа, обмен билета был невозможен, Авиакасса могла только вернуть деньги. Еще предстояло разбирательство со страховой компанией Альфа-страхование, тоже вроде как, обязанной заплатить страховку за столь существенные изменения, но в тот момент надо было что-то решать с перелетом.
А выбирать решение было, собственно, и не из чего… Ближайший рейс на Нуси Бе после нашего прибытия только через сутки — 28 октября! Возможно, на следующий день что-то и летело, но билетов в продаже не было. Срочно пришлось покупать хотя бы эти (на этот раз, взял у CityTravel за 15 тыс. руб.), благо хоть не по цене чугунного моста.

Пару слов о регистрации на рейс из Москвы. Открывается она за 48 часов, но по сути, регистрации как таковой не происходит. Вам удастся, лишь внести свои паспортные данные и выбрать место, если не сделали это заранее. Кстати, почему-то уже за деньги. Не знаю, может быть это только для тех, кто его уже выбирал… Сама регистрация у эфиопов только на стойке в Домодедово, что в целом, не принципиально — все равно багаж сдавать.
План путешествия
Конечно, объехать весь Мадагаскар за две недели невозможно. При таком формате приходится выбирать одну из комбинаций самых интересных мест. Что на Мадагаскаре наиболее популярно?
- к востоку от столицы — Mantasoa, Andasibe (3-4 дня туда-обратно)
- восточное побережье — Palmarium Reserve, Talamatave ( не меньше 5 дней из столицы, если первый пункт захватывать)
- западное побережье — Kirindi и Morondava со знаменитой Аллеей баобабов ( 4 дня пути от столицы )
- к западу от столицы — Reserva natural de Tsingy (примерно, как в Морондаву)
- пляжный отдых — остров Nosy Be с окружающими мелкими островками.
Это основное, а в принципе, Список национальных парков Мадагаскара довольно обширный. Но, даже из основного пришлось делать нелегкий выбор.
Первый и последний пункты обсуждения не требовали. Самое большое скопление лемуров, за которыми летят на Мадагаскар, в Mantasoa и Andasibe, а самый лучший пляжный отдых на Nosy Be.
Так как в планах было самостоятельное путешествие на арендованном автомобиле по Nosy Be, то там, конечно, хотелось провести максимальное количество времени. Аллею баобабов отбросили сразу — это минимум еще 4 дня от пляжного отдыха! При наличии всего 2-х недель слишком расточительно. Тем более, что баобабов мы и в Сенегале насмотрелись. В Palmarium Reserve тоже решили не ездить, т.к. по рассказам тех, кто был там, закладывать надо 6 дней, чтобы в Mantasoa и Andasibe чувствовать себя комфортно по времени. А едут в Palmarium Reserve преимущественно ради мадагаскарской руконожки, которая водится только в этой резервации. Решили, что двух дней не стоит. Посетить Reserva natural de Tsingy, безусловно, было бы очень интересно, но опять надо было идти на компромисс со временем. Так что, подумали и решили, что лучше неспешно посмотреть половину, чем галопом всё.
Теоретически, можно во все эти места попасть и на самолете, тогда, всё очень быстро и компактно получается. Но, стоимость внутренних перелетов совсем не лояльная, как видно выше по билетам на Nosy Be 🙂 На том и остановились…
Таким образом, всё путешествие делилось на две принципиальных части. Первая — отдых на Нуси-Бе, где предстояло взять в аренду автомобиль и путешествовать самостоятельно. Туда мы планировали отправиться на самолете местных авиалиний сразу по прилету в столицу Мадагаскара. Основные локации, которые я отметил для посещения: острова Нуси-Иранджа, Нуси-Сакатия, Нуси-Танникели и Нуси-Фанни. К ним только на лодке. На самом острове: пляж Андилана, заповедник Локобе, водопады Cascade de Nosy Be, кладбище Эль-Виль, гора Mont Passot, рынок в Эль-Вилль, Arts Village. Это всё на автомобиле.
Таким образом, весь отдых разбивался на два неравных отрезка: сначала колесим по Nosy Be, а затем 4-х дневное путешествие по паркам Mantasoa и Andasibe: из Антананариву в Мантасоа (там одна ночь), далее переезд в Андасибе (две ночи), парк Маромизаха и возвращение в столицу.






Всего по основному острову предстояло проехать чуть меньше 400 км. и посетить несколько парков. Я согласовал маршрут с Жано, и мы остановились на этом варианте.
Увы, безответственность местной авиакомпании Madagscar Airlines позже внесла некоторые непринципиальные коррективы в нашу поездку, но об этом в следующих частях рассказа.
Отели
Мест для проживания в этом путешествии планировалось совсем мало. По крайней мере, сравнительно с нашими предыдущими странствиями по Африке 🙂
Десять ночей на Nosy Be, где по причине небольшого размера самого острова можно было не переезжать с места на место, а жить в одном и том же, путешествуя по разным локациям на автомобиле. Наш сценарий с Маврикия и Занзибара!
Затем, одна ночь в Mantasoa и две в Andasibe. Правда, между Бе и поездками по главному острову, а также в последний день перед возвращением в Москву, возникали еще отели в Антананариву, но это всего на одну ночь и выбор их казался не таким важным (как потом оказалось, зря я так думал).
Поначалу, хотели выбрать перевалочные отели неподалеку от аэропорта, с хорошими условиями, бассейном и бесплатным трансфером, а в город скататься на такси, если время позволит. Я даже нашел и забронировал неплохой вариант за 54 евро в сутки, но революция планы нарушила. До самого вылета оставалась непонятной ситуация в центре, и не было никакой гарантии туда попасть. А вероятность получить день свободного времени между двумя частями нашего путешествия, напротив, обретала реальные черты. Выход из этой ситуации напрашивался сам собой — останавливаться не городе, где еще неспокойно, и не возле аэропорта, где кроме отеля ничего нет, а найти вариант промежуточный. Например, район Talatamaty, что на полпути от центра столицы к воздушной гавани. Там и жизнь есть (магазины, рынок), и беспорядки не наблюдаются.
На время первой остановки, нашел на Букинге недорогой, но с хорошими отзывами вариант: NY Telomiova по цене 23 евро за ночь.


А в последнюю ночь решили «шикануть» :))) Забронировал известный и широко разрекламированный в мадагаскарском чате San Cristobal Boutique Hotel — Ivato Airport. Попал на очень хорошее предложение по цене: 64 евро/ночь. Завтрак, бассейн, трансфер… Надо же оставить хорошее впечатление о Мадагаскаре 🙂


Этот же отель позже забронировали и на вынужденную двухдневную остановку в Антананариву по прилету из Москвы, когда нам перенесли рейс на Бе и пришлось срочно менять планы.

С проживанием на Nosy Be оказалось несколько сложнее. Наши необычные требования к пляжному отдыху (отдельное бунгало с собственной кухней, расстояние до воды не больше 50 метров, парковка…) оставляли не так много вариантов на небольшом островке. Букинг предлагал либо дорогущие виллы, либо совсем непотребные хаты из г……а и палок. Пришлось отправляться на Airbnb.
Прошерстив практически весь берег в поисках подходящего варианта, я наконец наткнулся на интересное предложение.

Фотографии и отзывы были весьма неплохими, а цена вполне устраивала. Недешево, но это было отдельное бунгало на самом берегу! Ссылки нет, и ниже будет понятно, почему.
Контактов владельца до оплаты, естественно не было, но зная об отсутствии финансовых рисков на Airbnb, я оплатил бронирование на 6 ночей. На карте «заморозили» 400$, а у меня теперь появился телефон хозяйки, с которой я сразу же и связался по Whatsapp. Разочарование наступило практически мгновенно. Сначала Marie ( +261 32 67 705 34 ), так ее звали, прислала описание месторасположения апартаментов, которое никоим образом не совпадало с тем, что показывал Airbnb. Нет, место было не хуже, пожалуй даже, более привлекательно, но это были явно не те апарты, которые я выбрал. Дальше — веселее… Marie сказала, что не видит никакого бронирования, т.к. ее аккаунт на Airbnb уже месяц как взломан, и кто там от ее имени что-то продает, она не в курсе. Предложила, не откладывая, оформить отказ и забронировать интересующее меня бунгало непосредственно у нее, минуя посредников, по цене 40 евро. Предложение, надо сказать, более чем заманчивое! На берегу таких цен я не видел ни раньше, ни потом. Естественно, я согласился, предварительно попросив прислать мне фото и видео ее варианта.




Ну, что же, местоположение мне понравилось даже больше, чем в варианте с Airbnb, цена отличная, «ударили по рукам» 🙂 Marie тут же предложила сделать предоплату. При помощи Mvola (местной платежной системы) или банковским переводом. Ни один из этих способов нам не подходил технически, а платежи картой не принимала она. Но, Marie оказалась девушкой понятливой и быстро пошла навстречу. Договорились, что заплачу ей наличными при заселении. Позднее, когда 6 июня мне, наконец, разблокировали возможность денежных переводов в Paysend, я смог ей успешно отправить 120000 ариари. Чисто, в тестовом режиме. Деньги она сразу получила, но больше просила не переводить. Видимо, им это тоже не очень выгодно, и наличка предпочтительнее.
Апартаменты эти, а точнее, отель на территории которого они расположены, легко отыскался по фото и местоположению и на Booking, и на Agoda, только там бунгало не предлагалось, а лишь номера. Видимо, оно в частном распоряжении Marie.


Итак, я поверил Marie, она — мне, на том и разошлись 🙂 Мы еще периодически обменивались сообщениями сообщениями, вплоть до самого приезда, а за день до встречи она даже поинтересовалась, что нам на ужин приготовить 🙂 А еще с пониманием отнеслась к информации о том, что наш приезд откладывается на 2 дня по причине переноса рейса. Так что, на честном слове тоже можно договариваться! Airbnb, кстати, деньги разморозил почти через месяц. Хорошо, хоть без потерь.
Не намного проще, но уже без сюрпризов прошел процесс бронирования жилья в лоджах Мантасоа и Андасибе.
Тут, надо заметить, выбора практически нет. Почитав мадагаскарский чат, пришел к выводу, что наилучшие варианты проживания — это Mantasoa Lodge в одноименной деревне и Vakona Forest Lodge в Andasibe. Ни тот, ни другой на Booking, Agoda или Airbnb не представлены, так что пришлось искать способ прямого бронирования, благо у них есть собственные сайты.
Общение с Mantasoa Lodge начал по электронной почте: mantasoalodge@gmail.com. Написал, что хочу забронировать бунгало, в ответ на что они сразу дали свой номер в Whatsapp: +261 34 89 246 68 и даже прислали небольшое видео с обзором.
Как и Marie, захотели предоплату (а кто ее не хочет!), и как она вошли в положение русского туриста, не имеющего возможности заплатить при помощи их Mvola, любезно согласившись принять оплату на месте. В качестве подтверждения бронирования прислали просто письмо :)))

Ну, и стоимость озвучили. Бунгало на первом этаже обходилось нам в 222 тыс. ариари.

С Vakona Forest получилось намного серьезнее. Попробовал сначала оставить заявку на сайте — молчание. Через пару дней написал им на vakona01@gmail.com и на этот раз получил ответ, что бронирование онлайн пока не работает, и если я хочу у них проживать, то не позднее месяца до заезда необходимо оплатить счет, который они прилагают (счет, кстати, сгенерировался на сайте, когда я бронирование пытался там оформить, и его они странным образом увидели).

Варианты оплаты были предложены без особого разнообразия — та же Mvola или банковский платеж. Причем, эти ребята бронировать проживание без предоплаты категорически отказывались. Ну, их понять можно — там очередь в их лодж.
Надо было что-то решать. Весь день провел в поисках способа перевести деньги на их электронный кошелек Mvola. Такие популярные сервисы, как Wise и Xoom оказались бесполезны. Через Bybit тоже никакой возможности. И тут, с радостью обнаружил присутствие возможности перевода в приложении Paysend! Правда, не с российским аккаунтом, а с моим узбекским. Радость быстро разбилась о стену недоверия платежной системы. Эти ребята еще долго после моей попытки отправить деньги мурыжили меня вопросами о цели такого платежа и всевозможными способами проводили мою идентификацию. Паспортные данные, селфи с паспортом, селфи без паспорта, фото с собакой в уголке… Уже на третий день я потерял всякую надежду и решил обратиться за помощью с предоплатой к известному на Мадагаскаре русскоговорящему организатору поездок — Зине (+261 34 48 123 61). Отправил ему на карту 115 евро со своей MasterCard, и он перевел в Vakona Forest 540000 ариари. Получилось с небольшой комиссией, но наверняка. А через неделю Paysend, все таки удостоил меня чести стать их клиентом и разблокировал платежи 🙂
Справедливости ради, стоит еще упомянуть один отель в Антананариву, где нам предстояло провести ночь после возвращения с Нуси Бе. Тут требований никаких не было, т.к. прилетали мы поздно вечером, а уезжали оттуда рано утром. Необходимо было только переночевать. Но даже в таком формате я не посоветую то, что выбрал.
Отель NY Telomiova имел только одно преимущество — стоимость в 23 евро за ночь. Этот плюс жирно перечеркивался остальными минусами, которые были обнаружены уже при заселении. Но, об этом позже… Пока только могу посоветовать обходить это место стороной 🙂
Транспорт
Огромным откровением в самом начале подготовки для меня явился тот факт, что на Мадагаскаре практически невозможно взять в аренду автомобиль в привычном для нас формате. То есть, без водителя. Только автомобиль. Нет, взять можно, конечно, но этот ценник будет раза в два выше, чем аренда авто с драйвером-гидом! Феномен, который я так и не смог до конца понять. Жано, наш водитель, позднее пытался объяснить логику — мол, типа, воруют машины. На разборку отправляют и концы в воду. Потому и боятся автомобили отдавать туристам. Когда водитель есть, он всегда в салоне и сам следит за машиной. А для селф-драйва только авто с полной КАСКО пригодны. Это очень дорого, отсюда и ценник — примерно 100 евро в сутки. И это при стоимости аренды внедорожника с водителем в 60!!! А еще ужасные дороги на главном острове. Я не очень верил рассказам нытиков, не умеющих водить в Африке, но их аргументы были слишком весомыми, чтобы не прислушаться. В результате, опираясь на мнения других путешественников и принимая объективную реальность, решили мы не испытывать судьбу и для поездок по паркам выбрать вариант с водителем-гидом. Позднее поняли, насколько это было правильно!
Теперь оставалось выбрать этого самого водителя 🙂 Пару месяцев общения в чате определили потенциальных претендентов. Вот полный список тех, кого, в принципе, удалось найти.
- +261 34 29 513 94 Жано (рус)
- +261 34 19 754 13 Лео (англ)
- +261 34 48 123 61 Зина (рус)
- +261 34 66 255 73 Mahery (англ)
- +261 38 87 008 77 Нума (рус)
- +261 34 92 574 68 Туки (англ, рус)
- +261 34 14 840 98 Тикс (англ)
- +261 32 40 218 17 Nolavy
- +261 32 04 078 21 Лува
- +261 38 17 296 50 Жоселин (рус)
- +261 34 99 859 34 (англ)
- +261 32 64 788 49 Николас (рус)
- +261 34 42 362 81 Мика (англ.)
- +261 34 07 748 64 Фирма «Madagascar By Car» (англ.)
А вот те, кого я выбрал из них для переговоров по отзывам и рассказам:
- Тикс (+261 34 14 840 98). Англоязычный гид-водитель на Hyndai Starex. Машина хорошая, стоимость его услуг тоже неплохая — 55 евро в сутки + топливо. «Побурчал» немного, когда я за пару недель до поездки отказался, но без злобы 🙂
- Фирма «Madagascar By Car» (+261 34 07 748 64). Ценник чуть выше, 60 евро в сутки + топливо. Машина та же. Водитель англоговорящий. Высылают договор без предоплаты. Когда позже отказался, никаких претензий не высказали.
- Зина (+261 34 48 123 61). Русскоговорящий организатор поездок. Сам практически не ездит, имеет сеть водителей. Англоговорящего гида-водителя согласился предоставить за 350 евро ( 4 дня, включая топливо). Марка авто заранее не обговаривается. Если русскоговорящий водитель, то доплата по 50 евро в сутки. После отмены за пару недель до поездки нормально воспринял ситуацию с моим выбором.
- Жано (+261 34 29 513 94). Вариант, на котором мы остановились. Бывший атташе Мадагаскара в Москве. Прожил там с женой 13 лет. Отлично говорит на русском. И при этом, ценник его услуг, как у всех — 60 евро в сутки + топливо (солярка, кстати). Машина — Hyndai Terracan.
С Жано мы начали беседовать еще летом. Обговорили все детали, договорились, что именно он, а не один из его многочисленных братьев нас повезет 🙂 За неделю до вылета я поинтересовался гостинцами для него и его жены. Предсказуемо это оказались водка и гречка 🙂 Ну, еще футболки с логотипом России.
Ни разу мы не пожалели о нашем выборе. Профессиональный водитель. Аккуратный, внимательный. Наличие русского языка в лексиконе позволяет узнать много интересного в пути. Одним словом, настоятельно рекомендую при визите на Мадагаскар воспользоваться его услугами!
С передвижением по Нуси Бе всё решилось гораздо проще. Еще на этапе переговоров с Мари, хозяйкой апартов там, я получил от нее предложение аренды маленького (а нам большой и не нужен был) автомобиля. За 100 тыс. ариари в сутки был предложен Spark. Для понимания, это 1800 руб!!!

Дороги на Нуси отличные ( в рамках Африки), так что сомнений в выборе не возникало, и мы с радостью согласились.
Итак, вопрос передвижения был закрыт. На Нуси Бе мы ездим на арендованной машине, а на самом Мадагаскаре, по паркам — с Жано. Такси нам не должно было понадобиться нигде, так что вопрос этого вида транспорта я даже не изучал.
Деньги
Валюта Мадагаскара — малагасийский ариари. Получить его можно либо в обменных пунктах (банки или ларьки на улицах в Антананариву), либо в банкомате с любой карты VISA или Mastercard. Наличную валюту, тем более для более благоприятного курса это должны быть евро, нам покупать в Москве и везти туда было совершенно невыгодно. На узбекской карте лежали доллары, купленные еще летом по весьма неплохому курсу, а путем опроса тех кто менял наличку в обменниках и снимал их в банкоматах, я выяснил даже большую для себя выгоду второго варианта:


Получалось, что при снятии местной валюты в банкомате обменный курс был 4430 ариари за доллар, а при обмене налички всего 4150. Решено было лететь только с узбекской долларовой картой (правда, на всякий случай, была еще одна, казахская, куда при необходимости можно было бы оперативно закинуть евро) и взять собой лишь 400 евро наличными для оплаты проживания на Нуси-Бе, т.к. курс хозяйки апартаментов был совершенно бандитским 🙂
Забегая вперед, скажу, никаких проблем со снятием денег мы не встретили ни на основном острове, ни на Нуси-Бе. Единственное, что надо учитывать — максимальная сумма снятия за один раз составляет 800 тыс. ариари (впрочем, можно снимать сколько угодно раз), а комиссия не зависит от этой суммы и равна 9-10 тыс. ариари, в зависимости от банкомата, и кстати, в аэропорту отсутствует!
Можно, конечно, расплачиваться непосредственно картой, но это далеко не везде. Отели, лоджи, супермаркеты ее примут, на рынках и в мелких магазинчиках, безусловно, нужна наличка. Курс, кстати, при оплате картой практически такой же, как при снятии в банкомате.
Для оплаты проживания в отелях и лоджах использовать евро, чаще всего можно, но курс, опять же, будет очень не выгодным. Изначально, все цены в ариари, и когда вам начинают пересчитывать сумму в евро, то оказывается, что заплатить придется несколько больше. Мы в эти ситуации не попадали, но для интереса я сравнивал.
С водителями-гидами ситуация может оказаться обратной. Тут ценник, напротив, выставляется в евро, и если вы будете платить в местной валюте, то могут пересчитать по курсу продажи евро, а не покупки. Надо обговаривать заранее. Мы с Жано, например, договорились, что если я буду платить ему в ариари, то по 5000. Это оказалось выгодно и ему, и мне. А та же хозяйка апартаментов на Нуси-Бе озвучила 5200, и тем самым сделала более выгодным вариант с европейской наличкой.
Кроме лоджей и гидов я нигде возможность оплаты в евро не встретил потом. Магазины, рынки, заправки… Все это только в ариари. Даже чаевые дать в евро сложно — мелочь у них не котируется в принципе.
Так что, набивайте карманы купюрами 🙂

Связь
Впервые за последние несколько лет мы вынуждены были оставаться без голосовой связи. Ни один из российских операторов не предлагал более-менее разумных цен за роуминг. Даже наша мегафоновская корпоративная опция «Бесплатные входящие в роуминге» оказалась бессильной — Мадагаскар в зону ее покрытия не входит. Пришлось телефоны выключать, а на автоответчике оставлять сообщение, что общение исключительно через Whatsapp.
С Интернет оказалось несколько проще. Местная симка с трафиком стоит, пусть и дороже большинства других стран, но все же приемлемо, а купить ее можно сразу в аэропорту. Правда, некоторые путешественники писали, что цены там выше салонных. Мы проверять эту версию не стали и пошли другим путем. Заранее, на Trip.com была приобретена e-Sim с тарифом «18 стран Африки. 5G/4G» за 353 руб. на 3 дня и 500Гб, что должно было с лихвой хватить до приобретения местной сим-карты в салоне связи. e-Sim эта начинает работать сразу при включении в зоне покрытия, т.е. на Мадагаскаре в данном случае. Кстати, если ваш телефон не поддерживает e-Sim, то это легко исправить при помощи адаптера Unisimka.
Выбор местного оператора лежит между Orange и Yas. По многочисленным отзывам, покрытие у них примерно одинаковое, а тарифы очень схожи.


Решили остановить выбор на Yas. Исключительно, интуитивно 🙂 Как потом показала практика, с выбором мы не ошиблись — связь работала практически везде, даже в океане! Тарифа на 15Гб за 75000 ариари с лихвой хватило Ольке, а вот мне пришлось в конце путешествия докупать еще 4,5 Гб. Трафик расходуется там непривычно быстро, и совершенно непонятна причина такого явления.
Оформление сим-карты в салоне Yas занимает не более 10 минут. Сканируют ваш паспорт, берут деньги и активируют тариф. Уходите уже с работающим телефоном. Качество связи на Мадагаскаре очень даже неплохое. Вот результаты тестирования в двух разных точках острова


А вот надеяться на WiFi в отелях и лоджах не стоит. Практически везде он был «никакой», а где-то отсутствовал и вовсе.
Экскурсии и входные билеты
Если в Испании, накануне, покупка входных билетов в музеи и на экскурсии были была просто необходима, то Мадагаскар — совсем другая тема. Планировать и бронировать заранее можно и нужно только путешествие по основному острову с водителем-гидом. И то, весьма условно. Вы выбираете даты и маршрут, а все посещения интересующих вас мест организуете и оплачиваете уже на месте. Предварительное бронирование экскурсий (музеев, парков, лодок и т.д.) и Мадагаскар — несовместимые понятия. Впрочем, один из визитов в парки я забронировал заранее. Это была поездка на лодке в Мантасоа. Хотелось с самого утра, и я написал им по Whatsapp свое пожелание. Подтвердили. А утром, в день поездки оказалось, что кроме нас и еще 2-х человек никого, собственно, и не было. Возможно, случайно так вышло, и бронировать имеет смысл… Больше нигде подобного не встретили.
Экскурсии с Нуси-Бе на ближайшие острова — тема, вообще, спонтанная. Все, что удалось выяснить заранее, это телефон одного из организаторов подобных поездок. Несколько человек из чата посоветовали Омара. Контакт его давать нет никакого смысла (если что, на фото, на плакатах он есть), ибо этот маленький африканец, разряженный как новогодняя елка и украшенный огромным количеством перстней и часов, сидит у себя в палатке на Амботолуке и на сообщения в Whatsapp никакого внимания не обращает.


Самый правильный сценарий — приехать к нему лично и забронировать интересующие экскурсии на интересующие вас даты. Тогда все будет гарантировано.
Я сравнил его цены с окружающими конкурентами. Никакой принципиальной разницы не заметил, так что, вполне могу рекомендовать 🙂 Тем более, что поездки «от Омара» ничем потом омрачены не были.
Визы
Ну, и последний по порядку, но не по значимости, вопрос — это визы. Чисто теоретически, виза россиянам для посещения Мадагаскара не нужна. Но! Как во многих африканских странах, есть такое понятие, как «разрешение на въезд»… Можно долго спорить о формулировках, но сути это не меняет. Въезд на Мадагаскар платный.

Оплатить можно двумя способами — непосредственно при пересечении границы наличными (нет там терминалов для оплаты картой) и заранее на сайте e-Visa (из России открывается только через VPN), стоимость от этого не меняется. Мы выбрали второй вариант. Если у вас на карте доллары, то это выгоднее, видимо, т.к. сдачи в три доллара у них явно на месте не будет 🙂 Немного времени на заполнение анкеты, оплата зарубежной картой, и уже через 10 минут на почту приходит готовое разрешение, которое одновременно попадает в их базу данных. Нам не повезло, буквально, на один день — у нас получалось 16.

В письме написано, что необходимо распечатать. Что будет, если этого не сделать, я не проверял 🙂 Возможно, все в электронном виде пройдет.
Итак, все организационные вопросы были проработаны, билеты и визы куплены, план составлен. Оставалось только ждать волнующего путешествия к милым лемурам.
Продолжение следует…
Если Вам понравился мой рассказ и Вы хотите быть в курсе новых историй, подписывайтесь на мой Телеграмм-канал, где я периодически выкладываю рассказы про все наши путешествия.

