Фотоальбом: 2022 — Сенегал
Слайд-шоу: https://youtu.be/kdRiNRldel8 или тут: https://vk.com/video702877593_456239025
Видео: https://youtu.be/uFevR5az59k или тут: https://vk.com/video702877593_456239023
Подготовка. Билеты.
Так рано мы еще никогда не начинали планировать наш осенний отдых 🙂
В принципе, началом задумки слетать в Сенегал можно считать лето 21-го года, когда эта идея родилась значительно раньше Бразильской. Кто читал мой прошлогодний рассказ о поездке в Бразилию, помнит эту историю — сначала хотели туда, но по причине всемирной пандемии не смогли осуществить свою мечту, визы попросту не выдавали. И вот, наконец, свершилось! Посольство Сенегала в мае 2022 года ответило по телефону, что визу можно получить, причем бесплатно, и для этого необходимо только наличие авиабилетов, бронь проживания и международный сертификат о прививке от желтой лихорадки. Это не могло не радовать, и мы с Олькой задумались о реализации давней мечты — попасть на Родину нашего попугая Кафы 🙂
Первый мониторинг цен на авиабилеты был осуществлен на последней неделе мая. Рано, вы скажете ? Возможно, но хотелось иметь общее представление о предстоящих затратах. В свете последствий известных февральских событий 2022 года зарубежных авиакомпаний, летающих из Москвы, оставалось не так много. По нашему направлению Москва-Дакар-Москва выбирать можно было из Turkish Airlines, Emirates, Qatar и еще два очень сомнительных варианта — Эфиопские авиалинии и Royal Air Maroco. Последние два рассматривать мог только сумасшедший, ибо ни те, ни другие в тот момент не летали из Москвы, а только планировали начать полеты в августе-сентябре. При этом люди, купившие у них зимой-весной билеты на те рейсы, которые сейчас отменили, тщетно пытались вернуть свои деньги. Этот факт нисколько не мешал славным сынам Африки продолжать «впаривать» очень дешевые билеты на осень 🙂 Конкретный такой лохотрон!
Таким образом, мониторинг цен проводился по первым трём компаниям. Больше всего предложений было у турков — каждый день и по несколько рейсов. Они же были и самыми дешевыми из всей тройки. Дальше следовали Qatar, и замыкали список Emirates. Позднее, через пару месяцев все перевернется с ног на голову, но по порядку …
Вот, что предлагали турки 26 мая:
Qatar и Emirates озвучивали цены примерно в 1,5-2 раза выше. А еще и перелеты там получались несколько дольше, поэтому следить за ценой было принято решение на сайте турецких авиалиний.
Теперь пару слов о процессе покупки, ибо это требует пояснения. Ради чего, собственно, затевалась вся эпопея с получением карты VISA во время нашей поездки в Узбекистан ? В первую очередь, ради возможности что-то оплатить этой картой на сайтах цивилизованного мира …
И это «что-то» всплыло! Сайт Turkish Airlines принимал к оплате только карты VISA и MASTERCARD, эмитированные любыми банками, кроме российских — «спасибо» моей стране. Узбекская карта у нас уже была, а превратить рубли в доллары на ней при помощи платежной системы «Золотая Корона» в тот момент сложности не представляло. Более того, это было крайне выгодно — курс обмена держался не намного выше биржевого.
В течение 3-4 дней я понаблюдал за динамикой цен. Согласен, что недолго, но хоть какое-то представление это давало. Тенденция была явно на ежедневное увеличение стоимости тарифа. Немного, по 3-4 доллара в день, но увеличивалась же. Не знаю, какой внутренний голос тогда мне что-то нашептал, но я решил не ждать и не испытывать судьбу. И вот, 31 мая я оплатил билеты.
О, сколько раз я потом благодарил судьбу за это решение! Во-первых, в самом начале июня исчезли из продажи билеты класса бронирования L. Это, так называемый PROMO — обычный тариф, но со скидками до 50%, и наши билеты выросли в цене сразу вдвое!!! А сразу же после этого авиакомпания поменяла всю тарифную сетку на весь год вперед, и вот какая цена была уже 27-го июня.
Это за ОДИН !!! И не совсем на наш рейс, а чуть хуже, ибо на наш это было еще дороже!
ТРИСТА ТЫСЯЧ РУБЛЕЙ за два билета !!! Вы такое можете себе представить, если принимать во внимание тот факт, что меньше месяца назад я заплатил за них 94?
Но, это был еще не предел, ибо за две недели до вылета безумие только выросло 🙂
Немногим лучше складывалась ситуация у Emirates и Qatar. Они поменялись местами, и первые теперь предлагали улететь за 80 тыс. рублей с человека, а вторые хотели, вообще, порядка 130 тыс. руб. за билет с двумя длительными пересадками.
Справедливости ради стоит заметить, что 23 августа Эфиопы все же полетели в Москву и обратно. Так что, сыгравшие в эту лотерею в конце весны теперь могли радоваться еще более дешевым, чем у нас билетам. Не намного, правда, долларов на сто в общей сложности. А к концу августа, когда полеты возобновились, ценник был уже чуть больше 1000 долларов за билет. Плюс, перелет в Дакар эфиопскими авиалиниями гораздо хуже турецкого варианта — два отрезка в воздухе по 9 и 10 часов против 3-х и 7-ми часовых перелетов вполне существенны. Впрочем, для тех кто не успел купить дешевые билеты у турков, это явилось хорошей альтернативой в конце лета.
Одним словом, благодаря тому, кого все верующие люди Мира называют Богом, случилось это чудо. Еще бы чуть-чуть подождал в мае — не простил бы себя потом 🙂
Надо заметить, что за день до покупки этих билетов были приобретены еще одни. На тот момент достаточно быстро был сформирован «скелет» предстоящей поездки, и стало понятно, что примерно половину времени мы проведем в соседней с Сенегалом Гамбии. Оставалось понять, когда и как мы туда попадем. Даже поверхностные исследования этого вопроса позволили сделать вывод, что оптимальным является авиаперелет, а анализ цен на сайте единственного, по сути, авиаперевозчика AirSenegal по данному направлению, выдал оптимальную комбинацию дат: 13-18 ноября 2022 г.
Так как, данное перемещение между странами являлось ключевым в дальнейшем планировании проживания и бронирования отелей, то его необходимо было зафиксировать, а сделать это можно было только покупкой данных авиабилетов, что и было успешно реализовано 30-го мая. К такой спешке привел еще тот факт, что на сайте AirSenegal на нужную нам дату — 13.11.2022 красовалась маленькая надпись «осталось 5 билетов», которая чудесным образов исчезла через пару недель 🙂 Никаких альтернативных рейсов не существовало, а если бы билетов потом не оказалось, то «летели» бы все бронирования отелей в двух странах и виза, которые необходимо было получать заранее. Решил купить для спокойствия.
Как ни странно, но эти билеты оказались более выгодными не у самого авиаперевозчика, а на сайте City.Travel. Скорее всего, по причине двойной конвертации валюты, так как у меня на карте были доллары, а билеты AirSenegal продавал за евро. Вот и оказалось заплатить рублями агрегатору выгоднее покупки напрямую. Опасаться было нечего — билеты, все равно, невозвратные. В крайнем случае, потеряем 25 т.р. 🙂
К счастью, тут все прошло гладко, и всего через несколько минут после покупки пришло подтверждение от City.Travel с электронными билетами, которые успешно пробивались на сайте AirSenegal.
Таким вот стремительным образом мы ворвались в первый летний месяц с авиабилетами на ноябрь в кармане. Оставалось только готовиться к поездке и ждать многочисленных изменений рейсов от турков, в неизбежности которых никто даже не сомневался 🙂
Первое случилось уже 9 июня, то есть чуть больше чем через неделю после покупки. Изменение незначительное, буквально на 10 минут, но сам этот факт привел к тому, что бронирование перестало отображаться в личном кабинете, а вместо него высвечивалась жирная надпись, призывающая позвонить в авиакомпанию. Причем, непременно по турецкому номеру 🙂 Благо, что Туркиши — одна из немногих оставшихся в России авиакомпаний, имеющих свой колл-центр на русском языке и с российским номером.
Звонить сразу я не стал — мы в тот день улетали в Калининград на несколько дней, да и теплилась надежда, что в век высоких технологий как-то все само должно происходить. Позвонил в колл-центр я уже только 24 июня, когда понял, что само тут ничего не происходит. Там мне, собственно говоря, и объяснили, почему не происходит само. Оказывается, при любой замене рейсов со стороны авиакомпании, у меня есть право не только с этим согласиться, но и заменить рейсы на другие, с датами -7/+15 дней, или вовсе сделать возврат. Это для всех билетов. Даже для невозвратных, как у меня. И ждать моего решения они будут до двухнедельного срока перед вылетом, так что пока я что-то не сообщу, авиакомпания тоже никаких решений не принимает. Скажу сразу, что мне в последствии так и не удалось ни у кого выяснить, не столкнусь ли я с ситуацией, когда захочу согласиться, а мне скажут, что на этот рейс мест уже нет. Четко и ясно никто из представителей авиакомпании на этот вопрос так никогда и не ответил.
Таким образом, голос из колл-центра после уточнения некоторых деталей согласился подтвердить мне изменения, и буквально через пару минут я получил на e-mail новые билеты. Ну, новым в них было только время вылета одного из рейсов 🙂 А вот в личном кабинете бронирование вновь появилось. Сделав для себя вывод, что все не так уж и сложно, я успокоился. И спокойным я оставался до 2 июля, когда получил следующее письмо об изменении рейсов.
Теперь замены были более существенными, но в лучшую сторону. Вылет из Москвы переносился с ночи на 6 утра, а время стыковки с пяти с половиной часов сокращалось до четырех. Все было отлично, оставалось только позвонить и согласиться. Вот тут и и был новый «костыль». Дозвонился-то я быстро, но в ответ получил только извинения за то, что через колл-центр теперь подтвердить свое согласие с изменениями никак нельзя! Почему нельзя, никто не объяснял, скорее всего по той причине, что и сам не знал. Мне было предложено пойти в Московский офис!!! Именно пойти! Даже не спросив, в каком городе, я собственно, живу. На вопрос о возможности позвонить в этот самый офис ответ был категорически отрицательным. Нет, позвонить можно, но там никто не ответит. Не поверив, попробовал — да, так и есть 🙂
На всякий случай, я перезвонил в колл-центр еще раз, через два дня. С тем же вопросом. Ответ разнообразием не побаловал, так что пришлось на следующий день собираться и ехать в офис, благо живу я не Салехарде, и до московского офиса туркишей мне не так далеко 🙂
Наивно приехав туда «по-пути», я обнаружил пятидесятиметровую очередь, стоящую на улице! Те, кто находились в середине этой очереди, уверяли, что они тут с утра. Делать было нечего, и реально оценив обстановку, я решил повторить свой визит на следующий день, пораньше.
Рано утром, 5 июля поехал я в Turkish Airlines еще раз. В надежде быть первым появился у закрытых дверей в половине седьмого утра, и надежды мои моментально разбились об очередь из шести человек. Палатку и походный котелок я нигде не заметил, но по сонным лицам можно было понять, что они тут если не с вечера, то с рассвета точно. Примостившись на неудобном заборчике (скамейки поставить перед входом никому и в голову не пришло) я стал коротать ближайшие три часа за чтением.
Пока ждал решил написать этим ребятам из Turkish Airlines в Twitter и рассказать о своих мучениях. А вдруг, помогут ? По всей видимости, работники службы поддержки неведомым образом видят, откуда им пишут, ибо ответ я получил через час после того, как уже покинул офис 🙂
Ну, то есть, «нам стало известно, что Вашу проблему уже решили, и будем рады услышать Вас снова» 🙂
Двери офиса приветливо распахнулись в 9.30 и через пять секунд неприветливо захлопнулись за третьим посетителем. Больше трех человек, видимо, офис крупной авиакомпании не вмещал. Очередь двигалась не быстрее, чем вчера, так что внутрь удалось попасть только через полчаса. Ну, сразу стала понятна причина «стремительного» продвижения:
То есть, понимаете! На улице человек пятьдесят к открытию скопилось, а тут всего две девушки. И на каждого посетителя меньше 10-15 минут не уходит! Таким образом, последний человек в очереди сможет попасть внутрь к концу рабочего дня. Это, если успеет 🙂
Теперь, собственно, о том, зачем пришел. Предельно ясно я сообщил девушке за стойкой, что хочу подтвердить свое согласие с изменениями рейсов в моем бронировании, предложенные мне авиакомпанией. В ответ получил недоуменный взгляд …
— А зачем ?
— Что, зачем ? Зачем подтверждать свое согласие? Так мне сказали с колл-центре.
— Ну, если Вас все устраивает, нет никакой необходимости делать это сейчас. Еще, наверняка, будут изменения, и не раз. Вот ближе к вылету и подтвердите.
— А почему Ваши коллеги из поддержки сказали, что это нужно сделать обязательно и непременно при помощи личного визита в офис ?
— Откуда я знаю, почему они так сказали! Они там в Турции сидят, а я тут.
— Хорошо, а если я все-таки захочу подтвердить очередные будущие изменения, я могу это сделать в личном кабинете на сайте или по телефону ?
— Конечно, можете
— А почему же сейчас у меня это не получилось? На сайте написано, что нужно звонить в колл-центр, а в колл-центре сказали, что нужно идти в офис …
— Не могу Вам ответить. Я сайт не писала и на звонки не отвечаю. Могу только сказать, что если Вас будут устраивать будущие изменения, то можете ничего не делать. Недели за две подтвердите, позвонив в поддержку. Ну, или сюда придете 🙂
Вот и весь диалог, в завершении которого она напечатала новые билеты и торжественно их мне вручила. На всякий случай я убедился, что бронирование вновь стало доступно в приложении, и с миром покинул это бесовское место …
Я, уж и не знаю, что эта милая девушка там наколдовала, а может быть, просто стечение обстоятельств, но когда позже 18 июля пришло очередное письмо от Turkish AirLines об изменении рейса (на сей раз весьма незначительном — время вылета менялось с 6.00 на 6.10), изменения в бронировании произошли как-то сами собой. И в приложении, и в личном кабинете на сайте. Все продолжало оставаться доступным, только время поменялось.
И всё было спокойно до 30-го сентября. А потом опять! Очередное изменение рейсов не стало таким гладким, как прежде 🙁 Теперь время стыковки при перелете «туда» уменьшилось до полутора часов, что не могло не заставить задуматься, поэтому вновь очередь в офис Turkish Airlines, хотя и не такая долгая как в первый раз 🙂
Предложение подождать очередного изменения от этой уважаемой авиакомпании я решил проигнорировать. Не было никакой уверенности, что следующий перенос не затронет время пересадки в Стамбуле. А вот, билеты на другой рейс могли и закончиться! Лучше я подожду самолёт, чем он меня ждать не будет! Руководствуясь этой простой истиной, я решил изменить время вылета из Внуково с предложенных 7.20 (при времени стыковки всего полтора часа) на 2.35 ночи. Уж, лучше мы в Стамбуле посидим 🙂 Тем более, что при такой длинной пересадке Turkish Airlines предлагает бесплатный обзорный тур по Стамбулу на автобусе. Есть, чем время скоротать!
Кстати, узнал одну интересную вещь, о которой они раньше молчали по какой-то непонятной причине — оказывается, в режиме OnLine (как и по телефону) можно согласиться с предложенными изменениями рейсов всего один раз!!! А потом только при личном визите в офис! Интересно, а как должны поступать те, кто купил билеты у них на сайте, проживая при этом в Череповце, например? И это еще не самый дальний регион!!!
Короче говоря, не только в родном отечестве бардак творится!!!
Подготовка. Отели.
Итак, с датами все было известно. В Дакар мы прилетаем 4 ноября вечером и останавливаемся там на две ночи. Потом, 7 ноября едем на север — в Сен-Луи, где тоже ночуем дважды. После этого перебираемся на юг, в район Сали и Мбура — главной пляжной зоны Сенегала, откуда 13 ноября уезжаем с вещами в аэропорт и летим в Гамбию. Возвращаемся назад поздно вечером 18 ноября, и весь следующий день до вылета домой посвящаем шопингу. А дальше в аэропорт и в Москву …
С поиском жилья на все эти даты я последовал мною придуманной и хорошо зарекомендовавшей себя за несколько лет схеме. Первым делом, на Booking.com и Agoda.com находятся наиболее подходящие по всем параметрам варианты. При таких ранних бронированиях крайне желательно, чтобы это были предложения с оплатой на месте. Ну, в крайнем случае, с бесплатной отменой, но это если только какое-то суперпредложение, которое жалко упустить. А дальше можно без спешки периодически просматривать другие варианты и при появлении лучшего предложения оформлять бронь, а от прежней отказываться. Такая схема позволяет без риска иметь как минимум, один вариант в запасе. Иногда можно даже оформить 2-3 бронирования на одну и ту же дату, если сразу не уверен, на чем остановить выбор, а позже удалить ненужное. Исключением в этой схеме является бронирование жилья на Airbnb.com. Так как, этой системе оплата происходит сразу при бронировании (хотя, и с возможностью бесплатной отмены и возврата денег), то останавливаться на вариантах Airbnb лучше только при полной уверенности правильного выбора.
Так я и поступил. Забегая немного вперед, скажу: к концу июля стало понятно, что свободных отелей и апартаментов становилось все меньше, а цены только росли, так что пришлось делать к окончательный выбор уже к тому времени.
Апартаменты Chambres meublées Avenue Cheikh Anta Diop (4-7 ноября). Расположены недалеко от центра Дакара. Минут 20-25 пешком. Так как во второй полный день нашего пребывания в столице Сенегала планировалась пешеходная экскурсия по городу, то это было очень удобно. Вдобавок ко всему, предполагалось 7-го числа взять в аренду автомобиль на недельку, а все практически прокатные конторы находятся в центре города. Цена тоже оказалась весьма лояльной, я бы даже сказал, одной из минимальных с такими условиями. Выбор был очевиден.
Увы, планам нашим относительно этих «замечательных» апартаментов осуществиться было не суждено, но об этом позже. Оставляю тут это упоминание про Chambres meublées Avenue Cheikh Anta Diop только для того, чтобы предостеречь других от желания с ними связываться 🙂
Отель Mermoz в Saint-Louis (7-9 ноября), забронированный на Airbnb под названием B&B в Mermoz Hotel, идеальный вариант в бывшей столице Западной Африки. Расположен непосредственно на пляже, вдали от городской грязи и суеты. На Booking.com и Agoda.com он не представлен, продажи ведутся только на собственном сайте и через Airbnb, где цена оказалась в два раза ниже.
Следующее замечательное место южнее Сали (9-13 ноября) — отель Akwaba, который также не удалось отыскать на сайтах крупных агрегаторов. На Airbnb его предлагал господин Bruno под названием B&B на пляже с бассейном.
Отель в Гамбии Balafon Beach Resort. (13-18 ноября). Отель в Гамбии должен быть непременно отелем. Со всей инфраструктурой. Тут «дикарство» не прокатит — не та страна. Большинство отелей на Гамбийском побережье весьма дорогие, несмотря на бедность окружающего их мира. Только лишь благодаря такому раннему бронированию удалось найти приемлемый по цене и неплохой по качеству вариант. Уже в июле никаких альтернатив за эти деньги не было. И еще достаточно большой редкостью явился тот факт, что наиболее выгодное предложение оказалось на Agoda. Обычно Booking перебивает их цены.
И, наконец, последний отель решили выбрать тот же, что и первый. Расчет был, что при первом проживании там, можно договориться с управляющим о позднем, практически ночном заезде 18-го ноября, а огромное скопление торговых центров и рынков, которые планировалось посетить в последний день нашего пребывания в Сенегале, расположены в непосредственной близости. Как уже было сказано выше, планы пришлось менять, и нашим последним отелем стал LE JARDIN DE FANN
Таким образом, стоимость всех отелей выходила чуть больше 800$. За 14 ночей это, конечно, не копейки, но и ничего фантастического.
Хочу еще немного рассказать про особенности бронирования жилья на сайте Airbnb в условиях тотальной изоляции нашей страны от сервисов цивилизованного мира.
О том, что Airbnb ушел из России в начале марта, было известно, и в подтверждение этого факта сайт выдавал на первой же странице сообщение о невозможности воспользоваться его услугами клиентам с одной шестой части суши. Я, было решил, что тут как на Букинге, искать варианты проживания на санкционной территории невозможно, а в других местах — пожалуйста. Не тут-то было! Поиск был недоступен с любого российского IP-адреса. На мой взгляд, проблема решалась довольно просто — входом туда через VPN, якобы из Голландии. И, действительно, поиск жилья открывался, нужные варианты находились, и дело даже доходило до оплаты. Но, на этом моменте система посылала опального соискателя далеко и надолго, каким-то чудесным образом поняв, что он из той самой страны.
Логика подсказала элегантное решение: создать под VPN «чистый» аккаунт, зарегистрированный на узбекский номер телефона и попытаться оплатить с него жилье узбекской же картой. О, чудо! Это сработало. Первый вариант проживания был успешно оплачен и забронирован. А дальше произошло то, что предположить было практически невозможно. По неосторожности, я зашел на сайт Airbnb без VPN, посмотрел мое бронирование, и …. система где-то в своем электронном мозге поставила галочку «россиянин», справедливо с ее точки зрения, не давая мне возможности оплатить следующие варианты. Это при том, что номер ни номер телефона, ни какие другие атрибуты учетной записи не наводили на мысль о ее российском происхождении. Достаточно было всего один раз зайти в учетную запись из России 🙁
Таким образом, с бронированием следующего варианта пришлось повозиться — создать еще одну запись, отвязать узбекский номер от предыдущего аккаунта и привязать его к новому, и только после этого оплачивать бронирование. Во избежание дальнейших казусов, выделил под это дело отдельный старенький смартфон, который был настроен для работы исключительно через VPN и FakeGPS 🙂 Вот так-то!!!
Подготовка. Визы.
С визами для россиян в Сенегал и Гамбию никаких проблем не предвиделось. Вся информация была подробно изложена на сайтах соответствующих консульств. Сенегальцы утверждали, что виза должна быть получена заранее, и так как она бесплатная, то никаких вопросов по этому поводу у меня не возникло. Документы отвез в консульский отдел 27-го сентября, а уже через два дня паспорта с визами были готовы. Нет очереди из россиян, желающих взглянуть на «жену французского посла» 🙂
Консульский отдел находится недалеко от метро Добрынинская, вот тут:
Полный адрес: 119049, Москва, Коровий вал, 7/1, кв. 193/194 Подъезд 7, 7-ой этаж
Тел.: (7499) 2302102/ 2302275
Это реально квартира!!! Обычный подъезд жилого дома (он, конечно не жилой, но выглядит именно так), лестничная площадка с флагом Сенегала и железная дверь с домофоном!
Посольство Гамбии расположено в том же доме, но не со двора, как у этих ребят, а с лицевой стороны здания. Выглядит оно покруче. Даже мерс перед входом стоит 🙂
Ну, оно и понятно — если в Сенегал виза бесплатная, то эти ребята хотели по 3500 рублей с человека!!! Это так у них на сайте написано. По факту же, при визите в посольство выяснилось, что информация устарела, и хотят они теперь по 5000 руб! Объяснили это весьма просто — раньше было два типа виз: простая и срочная. Вторая стоила 5000. А так, как теперь мало кто приходит к ним за визами, то делают они их очень быстро. Прямо, при тебе. И виза такая автоматически становится срочной! А разве можно за срочную визу брать деньги, как за обычную ?!!!
Вот там-то я и понял, почему к ним теперь мало кто идет. Нет, я конечно, знал о существовании соглашения о безвизовом въезде россиян в Гамбию, но информация была неточной, а на сайте у них ясно сказано, что виза нужна. Когда же я задал этот вопрос непосредственно консулу, то ничего внятного в ответ не услышал: «Вы, конечно, можете получить визу в аэропорту. Точнее, не визу, а штамп. Скорее всего, вас пустят, но денег все-равно возьмут. Наверное … А может, не возьмут. Мы такие вопросы не решаем. Но, чтобы вам было спокойнее, лучше заплатите нам 10000, и тогда в аэропорту останется только поставить штамп, который вам и без визы поставят …» Какой-то бред. Я обещал подумать и ушел. Уже через пару минут подумал:) На всякий случай поискал еще раз скудную информацию в Интернет, и сделал вывод, что никто из туристов тут эту визу за такие деньги не оформляет. Если и платят в аэропорту, то 20$, а не 80! Решили лететь так 🙂
Подготовка. Транспорт.
Автомобиль в аренду решено было брать в Дакаре, и не сразу в аэропорту, а через два дня, уже в городе. А отдавать через неделю очень хотелось в аэропорту, непосредственно перед перелетом в Гамбию. Во-первых, в первый и второй день он был просто не нужен, так как планировалось воспользоваться услугами русскоговорящего сенегальца Bamba Thiam, с которым мы заочно познакомились заранее. А во-вторых, в центре Дакара выбор прокатных контор гораздо больше, и была надежда решить одну серьезную проблему, возникшую столь неожиданно в начале 2022-го года.
До этого, оно ведь как было ? Автомобиль всегда бронировался заранее либо на Economy Booking, либо напрямую в прокатных конторах, как например в прошлогодней Бразилии или позапрошлогоднем Занзибаре. Дёшево и гарантировано. Исключением был только Калининград, где машину в аренду предоставлял хозяин квартиры, которую мы снимали. В этот раз и Economy Booking, и все ему подобные агрегаторы отметались сразу — для таких бронирований нужна кредитная карта, а все наши кредитки были благополучно заблокированы цивилизованным миром еще по весне. Искать предстояло прокатчиков, готовых предоставить авто за наличный расчет и с депозитом тоже наличными. Или вообще без депозита. Задача не из простых, скажу я вам! Всё еще очень сильно осложнялось практически полным отсутствием каких-либо групп, форумов и сообществ в Сети, посвященных жизни в Сенегале.
Пришлось действовать иначе — я выписал все контакты «прокатчиков», которые удалось найти на гугл-картах. Кому-то отправил письма, кому-то — сообщения в Whatsap. Суть вопроса была одинакова: хочу машину, есть кэш 🙂 Поначалу откликнулись лишь трое. И это из двух десятков потенциальных арендодателей! Возможно, кто-то не понял, кто-то не захотел общаться с непонятными людьми из далекой России … Но, факт остается фактом. Чуть позже двое из них вообще отвалились — один перестал отвечать, а второй сказал, что машины у него больше нет, и он не сможет помочь. Остался только единственный потенциальный представитель одинокого автомобиля в одиноком гараже, который продолжал отвечать на мои сообщения 🙂 Надежда была только на него. Ну, или на тех прокатчиков, что удастся встретить на улицах Дакара. Так себе, надежда …
Развязка наступила весьма неожиданно во второй половине октября, когда до вылета оставалось три недели. Пропавший, было почти на месяц Bamba неожиданно вышел на связь. Оказалось, что он ездил по глухим деревням в составе благотворительной организации, где из связи существовали только голуби, но до России они по какой-то причине не долетали. Надо заметить, что я несказанно обрадовался возвращению моего заочного друга и пока он снова не исчез, вывалил на его хрупкий мозг все мои проблемы и вопросы, что успели к тому моменту сформироваться.
В принципе, мы все это уже обсуждали с ним еще летом, но тут уже разговор пошел предметно. Мы договорились о встрече в аэропорту в день прилета, стоимость чего была озвучена в 20000 франков. Обсудили его услуги на 5 ноября, когда планировалось в сопровождении нашего замечательного гида проехать все знаковые места Дакара вдоль побережья. Данный вояж Bamba оценил в 80$, что на фоне практически полного отсутствия там русскоговорящих гидов являлось весьма неплохим предложением. В эту стоимость входили также некоторые весьма необходимые нам услуги: обмен валюты по наиболее выгодному курсу, покупка и активация местной сим-карты и самое главное — помощь в аренде автомобиля!
А получилось так. Я рассказал Bamba о больших трудностях в поиске транспортного средства. По сути, на тот момент я обладал всего одним предложением — полноприводный Ford неизвестного года выпуска за 35000 франков в сутки и 20000 франков за возможность отдать его в аэропорту. Плюс весьма размытые обещания от хозяина этого автомобиля (мы общались с ним в Whatsapp), что дополнительной платы за «перепробег» не будет, показавшиеся мне не очень надежными по причине полного отсутствия упоминаний им в наших диалогах конкретной цифры того самого «перепробега».
Bamba внимательно выслушал и уже через два дня прислал мне фото замечательной Volkswagen Jetta, которую его «давний школьный друг» готов был предоставить без залога и с неограниченным пробегом ….. «всего» за 40000 франков в сутки:) Я нисколько не сомневаюсь, что Bamba тут без маржи не остался, но рассудив, что спокойствие дороже (все-таки, машину буду брать не я , а он — ему, если что и отвечать), я согласился. В конце концов, переплату в 50 долларов вполне можно считать страховкой 🙂
В итоге, стоимость аренды маленькой и экономичной машинки (которая по факту получения чудесным образом «превратилась» из Volkswagen Jetta в Hyundai Elantra) , выходила в 280000 франков (за 7 дней) + 20000 за возможность вернуть ее в аэропорту. По последнему пункту, кстати ничего не терялось, ибо если возвращать в городе, то в аэропорт надо ехать на такси, которое столько же и стоит. Тема транспорта в Сенегале была, таким образом, закрыта за пару недель до вылета. Оставалось что-то решить в Гамбией …
Тут решено было обойтись без арендованного автомобиля. Во-первых, страна маленькая и ездить особо некуда. А во-вторых, стоимость такси там очень даже лояльная. Найдя на просторах Интернет несколько сайтов от водителей-гидов, я проанализировал ситуацию, сравнил предлагаемые цены со стоимостью официального «зеленого туристического такси» Гамбии и пришел к выводу, что вполне можно договориться с одним из водителей на обслуживание нас в течение всей поездки. Включая трансфер в/из аэропорта. Может даже получится дешевле. И, собственно говоря, получилось:)
Переговоры по Whatsapp начал за две недели до вылета. Составил маршруты наших перемещений на весь период отдыха там и отправил предложения соискателям, имеющим собственные сайты и утверждающим, что они лицензированные водители, обещая подтвердить сей факт документально при встрече 🙂
В принципе, много времени не потребовалось. Сразу были отсеяны те, кто за 5-6 часов не удосужился ответить на мои сообщения, и обсуждение маршрутов и стоимости велось только с двумя претендентами. Выбрал я в результате вот этого товарища:
Зовут его Matar. Работает совместно с братом. Мы славно пообщались на предмет стоимости, маршрутов и скидок:) Человек оказался вполне адекватный, готовый идти на компромисс. В результате, наши беседы сформировались в четкий план, который подразумевал встречу нас в аэропорту и трансфер в отель, 3 дня поездок по намеченным нами местам и обратный трансфер в аэропорт по окончании пребывания в Гамбии. За все это Matar попросил 14000 GMD, что в пересчете на «наши» деньги составляет 240$. Это было очень неплохо, учитывая включенную в эту сумму стоимость входных билетов во все парки. Короче говоря, ударили мы по рукам, избавив меня от дальнейших волнений по поводу передвижений в Гамбии. Ну, даже если «зеленое такси» позволит сэкономить долларов 10-20, это же каждый раз его нужно арендовать, договариваться с водителем, волноваться по поводу его квалификации … Оно надо ? А тут все заранее обговорили, цену зафиксировали и спи спокойно 🙂
Matar сразу прислал нам фото своего брата (если тот приедет в аэропорт), попросил наши фотографии и имена для таблички. Серьезно подошел к вопросу 🙂
На этом подготовка к поездке в вопросе транспорта была завершена. Оставалось только ждать встречи с жаркой Африкой 🙂
Подготовка. Знакомства.
Еще, пожалуй, стоит рассказать о тех немногочисленных знакомых, которых удалось отыскать на просторах Интернет в процессе подготовки к поездке.
Собирать контакты русскоговорящих сенегальцев приходилось по крупицам: Facebook оказался пустым в этом плане, двоих, по странному стечению обстоятельств, удалось отыскать в этой бесовской сети «В контакте» :). Еще одну девушку «встретил» на форуме Винского — у нее муж сенегалец, а она сама русская и живет в Москве. А в сентябре познакомился с молодым человеком, который в то время путешествовал по Сенегалу самостоятельно и девушкой из Москвы, у которой друг живет в Сенегале.
Но, по порядку …
Bamba Thiam
Сенегалец. Родился и вырос в этой жаркой африканской стране. В юности неплохо играл в футбол, что позволило ему два года пожить в Украине, где он выступал за один из полупрофессиональных клубов. Там, собственно, он и научился говорить по-русски. Особенно хорошо ему давались слова, без которых не обходится ни один футбольный матч: «братан», «харашо», «бля» 🙂 Вот такой русскоговорящий сенегалец. Сейчас он живет в Дакаре. Занимается сельским хозяйством — выращивает перец, а еще работает в какой-то гуманитарной организации. Ездит периодически по дальним деревням и помогает своим соотечественникам. Пожалуй, это единственный сенегалец, который принес мне огромную пользу в процессе подготовки к поездке.
Халил
Сенегалец. Муж москвички 🙂 Год назад его выдворили из России за нелегальное пребывание. Теперь жена ищет возможность вернуть его обратно, ибо по ее словам — он сейчас нищий там. Но, вроде бы, неплохо себя чувствует 🙂 Общался я только с его супругой и через нее задавал разные вопросы. Кое в чем удалось даже получить помощь.
Довольно уникальный человек, хотя и настолько же неоднозначный 🙂 С ним я познакомился с подачи той девушки, что жена Халила. Она просто дала его телефон и сказала, что паренек по Сенегалу скитается. Я с ним списался и узнал любопытнейшую историю!
У человека болезнь Бехтерева. Несколько лет назад ему заменили оба бедренных сустава на протезы. На очереди — колени. Выбор после такой операции у него был не богатый — либо проходить реабилитацию, находясь постоянно рядом с клиникой, либо жить дальше обычной жизнью в надежде, что не станет хуже.
Человек — существо непредсказуемое! Коля выбрал третий вариант. Он плюнул на всех врачей, взял костыли и улетел «дикарем» в Марокко!!! А потом поехал вниз по западному побережью Африки: Мавритания, Сенегал, Гамбия, Гвинея …
Уникальность данной ситуации заключается не только в том, что он инвалид и не может долго передвигаться пешком, а еще и в том, что совершает он все свои путешествия исключительно на пенсию, которую получает по инвалидности. По крайней мере, с его слов. Правда, спустя год нашего знакомства открылась одна «страшная тайна» — далеко не малую часть его расходов берет на себя мама-пенсионерка, он же без всяких комплексов берет у нее деньги на свой достаточно паразитический образ жизни. Старается, конечно, расходы свои уменьшить: передвигается на общественном транспорте и на попутках, живет везде бесплатно по предварительной договоренности с хозяевами жилья, сдаваемого по системе Каучсерфинг. Что и как он ест, можно только догадываться, но от голода он явно не страдает. Наверное, такой образ жизни имеет право существование, но он явно не для всех.
При этом, человек умудряется еще что-то покупать! Я повез ему в Сенегал объектив для фотоаппарата, который он купил на AVITO за 33000 руб.!!! Как ?!!! Не удивлюсь, если это ему тоже мама купила. Нонсенс, не укладывающийся в моей голове, но все люди разные. Бог ему судья, как говорится…
С момента знакомства мы общались с ним почти каждый день и даже договорились встретиться в Дакаре, когда мы там будем. Он очень обрадовался этой возможности, ибо решил для себя много небольших, но важных вопросов. Я вез ему наличные доллары, объектив, который он купил, какие-то мелочи типа головок для бритвы, что-то прислала мне по почте его мама из Великого Новгорода. Тогда я был очень рад, что смог оказаться полезным человеку, оказавшемуся вдали от дома, не вполне осознавая какая подоплека за всем этим. Иногда люди разочаровывают 🙁
К слову, спустя год нашего общения мы расстались также резко и неожиданно, как и познакомились. Всему виной оказались его начисто промытые российской пропагандой мозги. Рассказать кому — не поверят, но как-то в разговоре коснулись темы США и их внешней политики, так Коля открыто мне заявил, что если я не признаю Соединенные Штаты агрессором, то он не сможет дальше со мной общаться 🙂 Немного отойдя от шока, полученного в результате этого параноидального бреда, я решил считать судьбой сие провидение. В конце концов, я не сделал ему ничего плохого, скорее наоборот. Пусть живет в полной уверенности, что вывел на чистую воду еще одного пособника США 🙂
Подготовка. Деньги.
Ну, и последним штрихом в подготовке нашего путешествия был вопрос финансов. Как я уже упоминал выше, время тогда было непростое — наличную валюту в России купить было практически невозможно. Надеяться можно было только на те средства, что с весны нам удалось скопить на долларовой карте VISA Узбекского банка. Конечно, это была полноценная карта, которой мы могли бы расплачиваться в Африке или просто снимать с нее деньги в банкоматах. Но, она была единственным источником средств. А если что-то пойдет не так? А если она вдруг там не сработает или ее по какой-то причине заблокируют ? Так рисковать было слишком опасно, и единственное решение, которое было принято еще летом — надо лететь в Узбекистан и снимать с карты наличные доллары. Забегая вперед, скажу — затея оказалась совсем не бессмысленной, ибо в Сенегале узбекская VISA хоть и работала везде и по весьма приемлемому курсу с нее снималась местная валюта — сенегальские франки, но вот наличные доллары можно было поменять в Дакаре существенно выгоднее. Правда, оказалось это весьма непростой задачей. Почти нигде доллары не брали, предпочитая евро. Французами себя мнят, что ли ? А там, где это было возможно, курс совершенно не радовал. Но, благодаря нашему другу Бамбе, сопроводившему меня сквозь трущобы какого-то африканского рынка к безымянной палатке, которую он почему-то назвал банком, удалось увидеть очень даже привлекательный курс, отличающийся от банкоматного процентов на десять. В общем, либо надо иметь такого проводника и наличку, либо ехать в Сенегал с картой — будет намного проще.
А вот в Гамбии картина была совершенно иной. Во-первых, доллар тут любят несколько больше евро. Почему — не понятно. Возможно сильная зависимость от Великобритании дает о себе знать. Англичане тоже не любят доллар, но евро они не любят гораздо больше:)
Во-вторых, курс банкоматов в Гамбии тоже был несколько хуже наличного, да и самих банкоматов крайне мало, а вот обменники на каждом шагу. Любой, как говорится, ларёк предложит Вам местные даласи в обмен на доллары. И это совершенно безопасно. Так что, наличка тут тоже оказалась весьма кстати.
Ну, и про безналичную оплату. Практически ни в одном месте в обеих странах картой расплатиться нельзя. В отеле в Гамбии была такая возможность, а больше нигде я ее не встречал. Все предпочитают наличность. Это — Африка 🙂
День нулевой (3 ноября)
Начался он не совсем гладко…
Сначала при регистрации на рейс система выдала самое дурацкое, что только можно было выдать — 21 ряд. Поясню. На самолетах А330 21 ряд — это такая никому не понятная сущность, совмещающая в себе не откидывающуюся спинку и горячее, которое подается холодным по причине удаленности от кухни 🙂 Конечно же, соглашаться на такое было неприемлемо, и пришлось покупать места на 8-м ряду по 29,5$, благо долларовая карта это позволяла. Кстати, интересный факт: почему-то, не удалось оплатить эту покупку картой VISA ! Туркиши приняли только UnionPay, хотя банк тот же. Чудеса …
Потом, я неожиданно вспомнил, что забыл в Подольске свое международное водительское удостоверение. Пришлось ехать за ним. Короче говоря, хлопотный вышел день.
Но, заканчивался он на редкость удачно. Это же был День рождения Ольки !!! Вечером мы собрали небольшой фуршет, в ходе которого, когда бутылочка коньяка опустошилась примерно наполовину, неожиданно вспомнили о том, что канцтовары для подарков африканским детям так и не куплены. Оплошность эта была оперативно исправлена в ближайшем магазине FixPrice, и полный чемодан фломастеров, красок, альбомов, пластилина и прочего «богатства» был упакован и собран в дальний путь.
Дальний путь наш начинался примерно в половине одиннадцатого вечера с поездки во Внуково. Ситуация в аэропортах тогда была довольно непредсказуемая, и мы решили приехать пораньше. Оказалось, что зря — аэропорт был практически пустой, очереди отсутствовали, проблем на границе никаких не было. Таможенник поинтересовался только суммой наличных долларов, которые мы везем, и ответ 6000 его вполне устроил.
Наш первый день отдыха мы встретили уже «за границей» …
День первый (4 ноября)
Во Внуково нам повезло. В то непростое время ограничений и отмен наш рейс вылетел по расписанию. Очень хитрый по политическим мотивам маршрут от Москвы до Стамбула занимал почти 4 часа
Благо, он был ночным и позволил выспаться даже мне, никогда в самолете не спящему 🙂 По-моему, мы даже есть ничего не стали.
Утренний Стамбульский аэропорт встретил нас характерным для турков шиком и ОГРОМНЫМИ расстояниями, которые необходимо было преодолеть пешком.
Как уже было сказано, при нашей длительной пересадке авиакомпания Turkish Airlines предлагала воспользоваться бесплатным автобусным туром по столице в рамках программы TourIstanbul. Обзорная экскурсия начиналась в 8.00 и длилась 3,5 часа. Наша пересадка подходила по всем критериям, о чем было написано в посадочных талонах. Оставалось только найти место, откуда эта экскурсия отправляется. Задача, на первый взгляд довольно простая, вылилась в результате в двухчасовое передвижение спортивной рысью по безграничным просторам Стамбульского аэропорта, следуя указаниям специально обученных людей в зеленой униформе, которые на вопрос о местонахождении TourIstanbul каждый раз любезно показывали рукой направление, при чем каждый раз новое, концептуально отличающееся от предыдущего. Когда время было уже практически на исходе, а в огромном аэропорту не осталось ни одного неутоптанного нами места, последний Сусанин указал нам верный путь, ведущий …. на выход из аэропорта. Да, через таможню, пограничников, со всеми вытекающими процедурами. Таким образом, почти уже опаздывая на экскурсию, мы оказались в Турции 🙂 Со штампами в паспортах и полным непониманием наших дальнейших действий. Благо, ребята на выходе из аэропорта почти все поголовно отлично говорят на русском и всё там знают. Благодаря им еще через пять минут мы оказались у желанной стойки с надписью TourIstanbul. Довольные и счастливые, хотя и не на шутку запыхавшиеся.
Счастье длилось недолго 🙂 Подошедший представитель компании внимательно посмотрел наши посадочные талоны и сказал, что не может нас взять на экскурсию, ибо возвращение обратно запланировано на 11.30, а наш следующий рейс в 13.00, и полтора часа — это слишком мало для гарантии безопасного путешествия. Пробки в городе огромные, ситуация на дорогах непредсказуема, и он так рисковать не может. Хорошо, что я не знаю плохих слов на турецком 🙂
Немного поразмыслив, решили мы покинуть гостеприимную Турцию, не медля ни минуты. Откровенно ошарашив пограничника, который с любопытством разглядывал штамп о въезде в страну, поставленный 15 минут назад, и всем своим видом выражал немой вопрос: «И как много достопримечательностей вы успели осмотреть за столь непродолжительное время?», мы вновь оказались внутри аэропорта.
Следующей идеей было желание скоротать время в бизнес-зале, но и тут нас ждал облом. У Ольки есть карта Альфа-банка, которая позволяет дважды в год посещать такие места. Но, увы не все, а только те, что есть в списке у Альфа-банка. Такая вот замена работавшему ранее Priority Pass. Тех залов, что есть в аэропорту Стамбула, как и следовало ожидать, в списке не оказалось, а идти туда на 4 часа за 71 евро с человека было уж слишком. Так что, скушав пиццу в фудкоре и купив несколько фунфыриков Jägermeister в DutyFree, мы расположились на уютных креслах зоны А1В (самое тихое место, откуда вылетов практически нет) и смирились с реалиями 🙂
Вылетели из Стамбула по расписанию, в 12.55. Несколько огорчил самолет — вместо А330-203 нам достался А330-200. Это чудо техники славится пусть и немного, но меньшим расстоянием между креслами, которые к тому же, еще и менее удобные. Еда на этом участке тоже не понравилась, да еще и алкоголь не предлагали ! Короче говоря, маршрутка какая-то 🙂
Кстати, совсем стало похоже на маршрутку в Нуакшоте, столице Мавритании, где мы приземлились примерно на полтора часа. Называлось это технической остановкой, но по факту половина салона вышли, а на их место через полчаса пришли другие люди. Ну, так, чисто по пути 🙂
После такого пит-стопа наш самолет провел в небе еще около часа, и примерно в 6 вечера в иллюминаторе, наконец, возникли пески Сенегала!
Аэропорт в Дакаре маленький и очень грамотно спланированный. Чтобы выйти на улицу понадобилось чуть больше получаса после посадки.
В принципе, самостоятельно проделать первоочередные операции: размен небольшого количества денег (на дорогу, на связь, на воду и т.д.) и покупка местной сим-карты не вызовет никаких сложностей — все сосредоточено в одном месте. А нас, к тому же, ждал наш друг Бамба, который все это быстренько осуществил. Кстати, благодаря его совету, я купил сим-карту не всеми рекомендуемого Orange, а находящегося в тени Большого брата местного оператора Free, и ни разу об этом не пожалел. За 5400 франков я получил 16Гб трафика на месяц (это было важно, т.к. мы планировали пользоваться этой симкой 15 дней, и недельные тарифы нас не устраивали) и отличное покрытие по всей территории, где мы были.
Двести долларов, которые мы поменяли в аэропорту по очень плохому курсу, нужны были только на оплату первых апартаментов, Бамбе за трансфер и поужинать. Последнее, кстати, в этот вечер так и не удалось в силу обстоятельств, о которых я сейчас расскажу.
По дороге в Дакар, она занимает чуть меньше часа и стоит 20000 франков, мы заехали в магазинчик на заправке, где купили воды и вина. Тут, кстати, началось наше знакомство с поразительно низкими ценами на французские вина в Сенегале! И это радовало 🙂
Итак, через час мы с четырьмя чемоданами стояли перед входом в забронированные нами апартаменты Chambres meublées Avenue Cheikh Anta Diop и тихо ох…….., (недоумевали). Такой опыт общения с Booking у меня случился впервые. Дверь была закрыта, каких-либо движений за ней не наблюдалось, сидевший неподалеку старичок рассказал нам (через Бамбу, конечно же), что сегодня пятница, праздник, и многие уже давно пьяны и веселы. А время, на минуточку, уже 20.00! Говорящий на французском Бамба попытался спасти ситуацию, позвонив по телефону, указанному в бронировании, пообщался пару минут и рассказал нам суть. Оказывается, владелец апартаментов действительно видит наше бронирование, готов нас принять, но в данный момент не имеет для этого никакой физической возможности, ибо даже мышцы, приводящие в движение его язык, работают не в полную силу. Он предлагает нам приходить ЗАВТРА, и тогда его гостеприимство не будет знать границ! В ответ на моё недоумение по поводу данной ситуации Бамба сказал фразу, которая еще две недели преследовала нас повсюду и даже стала неким жизненным кредо на тот период: «Это АФРИКА, братан!»
Но, философствовать хорошо, когда есть крыша над головой, а нам еще только предстояло ее найти. Не видя других вариантов, я открыл тот же самый Booking, свято веря, что случившееся есть косяк апартаментов, а не самого Booking. Подходящий вариант нашелся совсем недалеко.
RÉSIDENCE HÔTELIÈRE DU MILLENAIRE Booking предлагал за 40000 франков / ночь. Но, мы были уже людьми с горьким опытом, и прежде чем ехать туда, Бамба позвонил. В этот раз нам повезло — свободные номера были, и стоили они гораздо дешевле, по 30000 франков. Наконец-то, этот безумный день заканчивался. Дружище Бамба покинул нас, договорившись встретиться на следующий день, и мы выйдя на балкон, откупорили бутылку J.P.Chenet (за 5000 франков, или 500 руб. по-нашему!!!) в надежде полюбоваться видами ночного Дакара. С видами не задалось 🙂 Сказывается, видимо режим экономии электричества, ибо все было в непроглядной тьме, а ведь мы находились практически в центре города! И еще нескончаемая барабанная музыка и визги танцующих, среди которых, видимо и был тот гостеприимный владелец апартаментов, что вынудил нас поселиться тут.
Всю «красоту» нашего квартала мы смогли оценить только на следующее утро. Вот он, почти центр столицы Сенегала 🙂
День второй (5 ноября)
Рано утром нас разбудили звуки минаретов. Оказалось, что совсем рядом находится Дакарская соборная мечеть. Безусловно, она присутствовала в нашем списке достопримечательностей, и решено было начать утреннюю прогулку с её осмотра. Скажу честно, ничем особым она нас не впечатлила, к тому же была еще и закрыта. Прогулялись вокруг, посмотрели на нее с разных ракурсов и пошли дальше 🙂
Впереди были более интересные места…
Спустившись от главной улицы Медины, проспекта Блез-Диань к набережной, можно увидеть Monument du Millénaire — монументальный комплекс, состоящий в основном из трех дверей увеличивающегося размера, символизирующих три тысячелетия (два уже прошли, а третье на рассвете) и их существенные аспекты. По правде говоря, население не очень ценит эту работу за ее стоимость, считающуюся чрезмерной.
Но, за то вид на океан от нее открывается потрясающий.
Если двигаться по набережной Корниш Уэст к северу, то совсем недалеко будет расположена знаменитая Деревня ремесленников Village artisanal de Soumbédioune . А по дороге можно встретить немало замечательных зарисовок из жизни местного населения.
А вот и сама Деревня. Это она только называется так. На самом деле, тут расположен небольшой рынок, где местные мастера продают произведения своего искусства. Множество картин, посуды, плетений и всякого-всякого. Африканский колорит, одним словом.
В этот день мы ничего не покупали, так как решили делать это непосредственно перед возвращением в Москву. Просто прогулялись и полюбовались диковинками. Получили массу удовольствия!
Сразу за Деревней ремесленников расположен один из самых известных рынков Дакара — Marché Soumbédioune. Это порт рыбацких лодок и одновременно рыбный базар. Сюда приплывают многочисленные рыбацкие суда и суденышки, владельцы которых тут же распродают весь свой улов. Колорит потрясающий! Как и запах 🙂
Но, духовной пищей сыт не будешь, а для материальной нужны были деньги, и мы отправились искать банк или банкомат. Как я уже рассказал выше, наличные доллары в банках меняли неохотно и по очень плохому курсу, поэтому решили воспользоваться банкоматом, убедившись в праве на жизнь такого способа получения сенегальских франков. Признаюсь, руки немного тряслись, когда вставлял карту в незнакомый банкомат чужой и далекой страны, но обошлось 🙂 Сняли немного — впереди была встреча с Бамбой, а он обещал обменять наличку ну, очень хорошо. Хватило перекусить и купить арбуз по дороге в отель, которая пролегала, кстати, через еще один знаменитый рынок — MARCHE TILENE.
Рынок, скажу я вам, весьма своеобразный. Он расположен просто вдоль проспекта Блез-Диань! По обеим сторонам разложили свои товары многочисленные торговцы. К сожалению, их практически невозможно фотографировать — не любят этого сенегальцы. Видите, какое настороженное лицо у девушки на фото ? Ну, на рожон мы и не лезли.
Продают практически всё! Причем, какой-либо системы не наблюдается — кто где встал, тот там и торгует. Прикольно наблюдать живых курей рядом с наушниками и запчастями для скутеров.
Немного отдохнув в отеле после утренней прогулки, отправились мы дальше, уже с нашим другом Бамбой. Кстати, друг другом, а за полдня своей работы гидом он попросил 80$. Но, учитывая то количество пользы, которую он уже принес, и рассчитывая на не меньшее её количество в будущем, мы с удовольствием отдали ему 100.
Прогулка наша началась с осмотра президентского дворца. Снаружи, конечно, но даже такой маршрут я крайне не рекомендую совершать самостоятельно. Очень много нюансов. Например, вдоль забора дворца можно идти. Можно даже фотографировать. Но, нельзя например, останавливаться! Бамба постоянно разговаривал с многочисленными полицейскими, объясняя им цель нашей прогулки и уверяя, что он чутко следит за нами 🙂 Один раз даже пришлось показать полицейскому кадры, которые я сделал на камеру. А уж какой скандал поднялся, когда в кадр попали сами полицейские ! Тут без местного гида не вырулить. Пока мы тихонечко ретировались в надежде, что камеру не отнимут, Бамба что-то кричал, размахивал руками и тоже пытался уйти. В конце концов, ему это удалось и догнав нас он рассказал на языке Баркова все, что он думает про полицию своего государства 🙂
На одной из улочек заглянули в какую-то галерею. Очень необычные экспонаты привлекли внимание. Оказалось, что ребята из Франции выставляют свои произведения. Но, самое удивительное, что у них есть подобная галерея в Москве!
Дальше мы занялись делом — доехали до рынка Marché Sandaga, где в дебрях торговцев пришли в тот самый «банк», так удачно поменявший нам наличные доллары на франки. Сами посудите, с карточки несколькими часами раньше мы снимали франки по курсу 630 за доллар, а тут обмен происходил по курсу 660! Почувствуйте разницу, как говорится.
Пообедать Бамба повез нас в одно замечательное место в районе мыса Альмади — ресторан Surfer Paradise. Он расположен на берегу океана, и с его террасы открывается замечательный вид.
Далековато, но оно того стоило. Было реально вкусно, хотя и не совсем дешево. Морской микс на гриле, салат из креветок, пиво … На троих все обошлось в 45000 франков.
Больше всего меня поразил тот факт, что пиво Бамба пил наравне с нами, только он-то был за рулем! Ну, видимо у них так можно 🙂
Закончив трапезу, мы направились решать еще один важный вопрос — аренда автомобиля. Бамба, как я уже упоминал, договорился с каким-то своим старым другом, что тот даст машину на неделю без залога и оформит ее на Бамбу. Последний факт меня несказанно обрадовал, ибо в чужой стране, на чужом автомобиле может произойти все, что угодно. Доказывай потом …
Правда, аренда получилась недешевой — 40000 франков в сутки, но в Дакаре самые дешевые варианты, которые мне удалось найти во время подготовки к путешествию, начинались от 30000, а у большинства из них еще и пробег был ограничен. А тут, и как я уже сказал, отсутствие официального договора внушало уверенности больше любой КАСКО. Так что, если и можно пожалеть об этом выборе, то никак не из-за цены. Там потом другие поводы были пожалеть 🙂
Машина, которую Бамба присылал нам на фотках еще в октябре, куда-то испарилась, и вместо нее владелец этого «салона» стал подыскивать другой вариант. В результате, вот такой хюндайчик нам предоставили.
Не без сюрпризов оказался шельмец! На второй день перестал работать кондиционер, а на третий перестало опускаться водительское стекло. Так себе комфорт в Африке 🙂 А еще постоянно отваливалась клемма от аккумулятора, так что заводить приходилось с бубном. «А в остальном, прекрасная маркиза, все хорошо, все хорошо …» Поменять машину тогда уже не было возможности, т.к. мы мчали на север, вот и пришлось приспосабливаться. Ну, да ладно. Теперь можно вспоминать с улыбкой.
Долго выясняли, где ключи. Потом, когда теоретически их нашли, еще минут десять ждали, пока привезут оттуда, где нашли 🙂 В багажнике почему-то не оказалось дна. От слова «совсем». Но, эту «маленькую» проблему они быстро решили при помощи каких-то мешков … Одним словом, Африка!
Машину нам отогнали к отелю, ибо они не хотели ее отдавать завтра (выходные были), а я не рискнул ехать за рулем после пива. Пришлось еще 5000 франков за это заплатить.
Уже начинало темнеть, когда мы решили прогуляться по окрестностям в поисках …. электрического чайника! Ну, вот такое странное желание возникло. Потребность, я бы сказал. Не было его в номере. А кофе утром в постель хотелось. Это вам не пять звезд в Турции 🙂
Чайник, кстати, удалось купить довольно недорого в каком-то переулке. И он даже оказался весьма качественным. Настолько, что рука не поднялась его оставить. Так и приехал с нами в Москву.
Довольно насыщенный событиями день подходил к концу, и завершить его было логично легким ужином из вина, сыра и фруктов на балкончике нашего номера.
День третий (6 ноября)
Наш последний перед путешествием на север день в Дакаре начинался с поездки на остров île de Gorée. Или, как его еще называют, остров рабов. Добраться туда можно на пароме, который ходит каждый час из морского порта Дакара. Стоит это удовольствие по 5200 франков с человека за билет, плюс по 1000 франков какой-то экологический сбор. Я уже знал, что билеты покупаются в порядке живой очереди, и потому приезжать в порт надо минимум за полчаса до отправления. Так мы и сделали. На машине доехали до порта, заплатили 1000 франков за парковку и спокойно купили билеты на паром. Вот так это выглядит.
Паром к моменту отправления оказался забит под завязку. Сидячих мест не хватало, и люди толпились в проходах. Конечно, при времени пути 25-30 минут это совершенно не критично, но опасно как-то 🙂
И вот, через полчаса после отплытия перед нами предстал сам остров.
В XV-XIX вв. он был крупнейшим центром работорговли на африканском побережье, находясь под властью сменявших друг друга португальцев, голландцев, англичан и французов. Для его архитектуры характерен контраст между мрачными кварталами для рабов и элегантными домами работорговцев. Сегодня остров продолжает служить напоминанием об эксплуатации человека и, вместе с тем, — символом примирения.
Остров довольно небольшой, и час-полтора вполне достаточно, чтобы его обойти. Он, хоть и маленький, но там есть коренное население. Старенькие домики, где во дворах сушится белье, дети на улочках … Мы даже угостили какую-то девочку, гулявшую со своим дедушкой и собачкой, конфетами. Так что, несмотря на скромные размеры острова, там есть где погулять. А после прогулки можно посидеть в уютном кафе с бокалом свежевыжатого сока, например.
Нечаянная радость ожидала нас на обратном пути. Паром по расписанию должен был отправляться почти через час после окончания нашей прогулки, но приплыл какой-то дополнительный, совершенно пустой и отвез нас обратно в порт. Кстати, обратный билет покупать не нужно. Как говорится, бесплатно для всех сюда приплывших 🙂
По возвращении в порт путь наш лежал к еще одной знаменитой мечети Дакара — Mosque of the Divinity
Одна из самых ярких достопримечательностей Сенегала расположена недалеко от центра города. Одновременно она выполняет функцию и центрального храма Дакара и всего Сенегала, где большая часть населения представлена мусульманами (около 90%). Строительство завершилось в 1964 году. Когда вы попадете вовнутрь, то сразу заметите, что особой таинственностью и древностью ее внутреннее убранство не отличается.
Создание Дакарской мечети не обошлось без влияния марокканцев. Главным меценатом проекта строительства выступил король Марокко Хасан II, очень богатый и влиятельный человек, состояние которого исчисляется миллиардами долларов США. Наверное, отсюда и огромные площади белоснежного мрамора, обрамляющие здание по всему перриметру.
А дальше нам немного пощекотала нервы наша машина. Сначала она не захотела заводиться (та самая злополучная клемма на аккумуляторе), а потом бензин вдруг резко упал на ноль, и я уже начал сомневаться в шансах доехать до заправки. Рядом, конечно, был какой-то сарайчик с надписью Gasoline, но они наотрез отказались меня заправлять, справедливо предполагая, что наша машина не поедет на той жидкости, которую они называют бензином. Уже на последних ниточках нервов мы дотянули до нормальной заправки, где и заправили полный бак на 40000 франков. Обошлось 🙂
Следующее знаковое место Дакара — это монумент возрождения Африки.
Это 52-метровый памятник — медная статуя, расположенная на вершине одного из двух холмов, известных как Collines des Mamelles. Построенная с видом на Атлантический океан, статуя была спроектирована сенегальским архитектором Пьером Гудиаби по идее президента Абдулая Вада и построена компанией из Северной Кореи.
Подготовка площадки на вершине 100-метрового холма началась в 2006 году, а строительство бронзовой статуи началось в 2008 году. Первоначально планировалось завершить в декабре В 2009 году задержки растянулись до начала 2010 года, и официальное открытие состоялось 4 апреля 2010 года, в «Национальный день Сенегала», посвященный 50-летию независимости страны от Франции. Это самая высокая статуя в Африке.
Внутри статуи есть лифт, поднявшись на котором можно посмотреть на город «из головы мужчины»
Кстати, один очень полезный совет. Попасть внутрь можно только с экскурсией, которую оплачиваешь там же, на месте. Не помню сколько, но немного. Так вот, хитрость состоит в том, что экскурсия длится около часа и проходит на французском языке. Если вам не очень интересно слушать на языке Азнавура и Дассена всю историю создания монумента, идите сразу после входа к охране и говорите, что вам нужно подняться на лифте в голову. Так можно, просто не все это знают. За экскурсию вы заплатите, но час времени сэкономите.
А после «головы» поехали мы на самую западную точку Африканского континента — Furthest point west on African mainland. Вот тут очередной нюанс. Дело в том, что до недавнего времени это объект был доступен для посещения всем желающим. Но, не так давно какая-то хитрая структура (а может, просто миллионер) выкупила довольно большой кусок земли. Как раз тот, где этот знаменитый знак и находится. И что-то там строят. Возможно, это будет парк, возможно — отель. Пока не понятно. Как непонятно и то, каким образом сейчас к нему попасть. Навигатор довел только до КПП со скучающим охранником.
Но, русские сказали «НЕТ», у нас другой менталитет 🙂 Минут десять я показывал охраннику гугл-карты, фото знаменитого знака, путь, который мне проложил навигатор … Наконец, он понял, что я ищу, но сказал, что попасть туда невозможно.
Ха! Хвала всевышнему, что коррупция не есть прерогатива нашего народа. » Я знаю точно — невозможное возможно». По крайней мере, за 2000 франков. Вуа-ля! И вот мы на самой западной точке Африки 🙂
На выходе из этой «запретной зоны» мы еще купили наивкуснейших бананов по 180 франков за штуку у невесть откуда появившихся рядом с охранником девушек-торговок. Видимо, он начал понимать всю суть бизнеса 🙂
А дальше после неудачной попытки покушать в каком-нибудь ресторанчике (ну, капец как долго ждали официанта, плюнули и ушли) мы поехали осуществлять последний пункт нашей сегодняшней программы — встречу с Колей-кочевником.
Встреча эта была намечена на MALIBU BEACH. Несмотря на пафосное название, пляж оказался довольно грязным, с кучей водорослей и автотрассой, проходящей в непосредственной от него близости. Но, народу было много 🙂
Коля пришел к нам самостоятельно. Тогда мы впервые встретились с ним лично. Посидели, поговорили … Уже начинало темнеть, когда мы пошли к машине, чтобы отвезти его домой и возвращаться самим. Забавный факт — у машины к нам подбежали две африканские девушки и попросили с ними сфотографироваться. Почувствовал себя Васко да Гаммой 🙂
На обратном пути мы решили заехать в Ашан. Купили на ужин мясных и сырных деликатесов, вина, фруктов и благополучно завершили день на уже полюбившемся нам отельном балкончике. Ну, что поделать — не было в центре Дакара уютных кафе 🙂
Так закончился наш третий день путешествия. А впереди нас ждали Сен-Луи, Туба, Ньянинг и, конечно, Гамбия!
Если Вам понравился мой рассказ и Вы хотите быть в курсе новых историй, подписывайтесь на мой Телеграмм-канал, где я периодически выкладываю рассказы про все наши путешествия.